Роскосмос подтвердил, что российская станция на Байконуре приняла сигнал с "Фобос-Грунта"
24 ноября 2011 года
Роскосмос подтвердил, что российская наземная станция на космодроме Байконур в четверг приняла сигнал с межпланетной станции "Фобос-Грунт".
"В четверг нашей наземной станцией на Байконуре был принят сигнал с аппарата и часть телеметрии. Сейчас наши специалисты обрабатывают полученную информацию", - сообщил представитель пресс-службы Роскосмоса.
По его словам, российские специалисты на Байконуре продолжат проводить сеансы связи с аппаратом. "Наши европейские партнеры европейские партнеры будут нам помогать, используя свои станции слежения", - отметил собеседник агентства.
Телеметрическая информация необходима, чтобы выяснить причину нештатной ситуации с "Фобос-Грунтом" и определить, какие его системы работоспособны. Однако даже если все системы станции будут в порядке, станция не сможет выполнить первоначально запланированную миссию - окно для полета к Фобосу уже закрылось.
Аппарат, с которым не удавалось связаться в течение последних двух недель, в ночь на среду не только откликнулся на сигнал с Земли, но и впервые отреагировал на автоматическую команду, посланную станцией слежения в Перте (Австралия). Ее специалисты в ночь на четверг и утром четверга по московскому времени провели три сеанса связи с "Фобос-Грунтом" из пяти ранее запланированных. В ходе одного из них удалось получить телеметрическую информацию. Продолжительность каждого сеанса должна была составить 6-7 минут.
Станция в Перте находится в наиболее выгодной для связи с зондом зоне - в области, где солнечные батареи освещены Солнцем и на борту гарантированно есть электропитание. Кроме того, специально для работы с "Фобосом" 15-метровая антенна станции была модифицирована.
Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт", первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, была запущена в ночь на 9 ноября. Маршевая двигательная установка станции после успешного запуска не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу.
Сразу после отделения от ракеты-носителя АМС передала на Землю информацию о том, что солнечные батареи раскрылись, и вся аппаратура работает штатно. Затем "Фобос-Грунт" ушел из зоны видимости российских станций слежения в слепую зону, где он должен был выдать первый импульс для перехода на промежуточную эллиптическую орбиту.
Однако аппарат не был обнаружен на этой орбите: как выяснилось, "Фобос-Грунт" остался на парковочной круговой орбите. Станция не передавала телеметрию и не реагировала на радиокоманды с Земли. Российские специалисты предположили, что виной сбоя стала программная ошибка, и пытались передать на борт команды по выводу аппарата из защищенного режима.
Работа осложнялась тем, что аппарат появлялся в зоне видимости российских средств слежения на очень короткое время. Поэтому им на помощь пришли европейские коллеги, располагающие обширной сетью станций слежения.