Использование электронных учебников в школах необходимо ограничить по времени - врачи
8 ноября 2011 года
Электронные учебники должны использоваться на уроках ограниченное количество времени, так как при их чтении на зрение оказывается более интенсивная нагрузка по сравнению с традиционными книгами, считает генеральный директор ФГУП МНТК "Микрохирургия глаза" имени Федорова Христо Тахчиди.
Около 25 школ из семи регионов России примут участие в эксперименте по использованию электронных мобильных устройств - ридеров, куда планируется загружать все учебники и дополнительную литературу. В течение года осваивать новую технику будут ученики 6-7 классов. Школьники, в частности, опробуют инновационные ридеры отечественного производства. В августе 2011 года глава "Роснано" Анатолий Чубайс продемонстрировал планшетник премьер-министру РФ Владимиру Путину и отметил, если школьный эксперимент удастся, будет запущено масштабное производство электронных книг.
ЗРЕНИЕ ПОД УДАРОМ
"При чтении электронных книг необходимо жестко выполнять режим зрительной работы. Школьный урок длится 45 минут именно потому, что за это время ребенок утомляется и в зрительном, и в мыслительном отношении. Необходимо изучить, сколько должен длиться период адаптации к электронной книге и период ее эксплуатации на занятиях", - сказал Тахчиди.
Врач отметил, что при чтении ридеров на зрение оказывается более интенсивная нагрузка, чем при чтении традиционных книг. Переутомление пагубно влияет на зрение, поясняет Тахчиди. При чтении обычной книги, по словам специалиста, когда ребенок начинает чувствовать дискомфорт, он откладывает в сторону книгу и занимается чем-то другим. В идеале он должен посмотреть вдаль и расслабить зрительные мышцы.
"Эффект повышенного внимания и увлеченности у этих (электронных) книг есть и, в сущности, это еще и игра: страницы меняются, буквы сдвигаются и так далее. В этом плане контролируемость со стороны ребенка процесса зрительной нагрузки понижается за счет того, что увеличивается увлеченность. И это, бесспорно, минус", - сказал он.
ЦЕНА ПРОГРЕССА
Тахчиди считает, что полностью отказываться от новых технологий бессмысленно, но вводить их нужно взвешенно. По его словам, планшетник - это приобщение к электронным источникам информации.
"Современный человек без этого компонента будет неполноценным, если учесть, что большая часть информации переходит на электронные носители. Детям, неподготовленным к работе с электронными источниками, будет сложнее адаптироваться в обществе", - отметил он.
Врач также добавил, что электронные носители в настоящее время несовершенны, уйдут годы на их модернизацию. По его словам, типографское дело развивалось несколько сотен лет: подбирались оптимальные для глаза шрифт, цвет, междустрочные интервалы и так далее. Электронная книга пройдет эти градации и стадии, считает Тахчиди. Таким образом, нельзя единовременно заменить традиционные учебники электронными. Для людей, которые испытывают дискомфорт при использовании ридера, должна быть альтернатива.
Согласна с коллегой заведующая отделением диагностики и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН Майя Бакрадзе. По ее словам, научные публикации подтверждают, что у некоторых детей возникают различного рода расстройства после чтения с электронного носителя.
"Существует определенный процент детей, для которых мелькание - это проблема, которая может обостриться, вплоть до судорог. Они (дети) проявятся после того, как начнут чаще этим заниматься (чтением электронных учебников)", - отметила она.
По словам врача, электронные книги позволяют разгружать школьные рюкзаки, то есть снижают нагрузку на позвоночник, но при этом оказывают негативное влияние на другие системы и органы, в частности, глаза и мозг.