Госдума приняла закон об организованных торгах.
2 ноября 2011 года

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об организованных торгах. Документ был внесен в Госдуму в ноябре 2007 года с названием "О биржах и организованных торгах".

Закон регулирует отношения на организованных торгах на товарном или финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, а также определяет основы госрегулирования такой деятельности.

Действие законопроекта не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров в ходе проведения аукционов или конкурсов в соответствии с законодательством РФ, а также на отношения на оптовом рынке электроэнергии.

Законом предлагается установить единообразие основных понятий организованных торгов, принципов осуществления организации торгов, распространения ценовой информации, а также требований и условий для получения лицензий на осуществление деятельности по проведению торгов.

Согласно закону, организатором торгов может быть только хозяйственное общество, имеющее лицензию биржи или лицензию торговой системы. Организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению торгов на товарном или финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 миллионов рублей. Лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном или финансовом рынках на основании лицензии торговой системы - не менее 50 миллионов рублей.

Организатор торговли должен соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению торгов с другими видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, он обязан раскрывать информацию о своих учредительных документах, правилах проведения торгов, положений о биржевом совете и о годовой отчетности с приложением аудиторских заключений на годовой отчет и консолидированную финансовую отчетность. Данная информация должна быть размещена на интернет-сайте.

Кроме того, организатор торговли обязан обеспечить защиту информации, предоставленной участниками торгов и составляющей коммерческую тайну. Он несет ответственность за убытки, возникшие в связи с использованием недостоверной или неполной информации, раскрытой организатором торговли, если использование такой информации обязательно.

Законом устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе проводить плановые проверки не чаще одного раза в год. При этом он может проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков нарушений, в том числе на основании жалоб граждан и юрлиц, или сведений, полученных из СМИ. При выявлении нарушений в деятельности компании, он может приостановить на срок до шести месяцев проведение организованных торгов.

Лицензия биржи или торговой системы выдаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков без ограничения срока действия. Лицензия может быть аннулирована в случае неисполнения предписания о приостановлении или прекращении торгов, неоднократного неисполнения предписаний, в случае неоднократного в течение года нарушения организатором торговли более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, неоднократного нарушения в течение года требований к раскрытию информации, а также если деятельность не осуществлялась в течение 1,5 лет, или если организатор торговли признан банкротом.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

Также Госдума приняла во втором третьем чтениях закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах".

Документом предусматривается внесение изменений, направленных на унификацию регулирования деятельности бирж, торговых систем и информационных брокеров, введение единых требований к организованным торгам вне зависимости от вида торгуемых инструментов, в том числе в федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О товарных биржах и биржевой торговле", в Налоговый кодекс РФ, в Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

В частности, законом уточнен порядок допуска ценных бумаг к организованным торгам и продажи акций открытых акционерных обществ на биржевых торгах. Предусматривается, что правительство РФ вправе установить особенности порядка деятельности бирж драгоценных металлов и драгоценных камней.

Предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об организованных торгах. Так, согласно закону, штрафы за нарушение законодательства об организованных торгах штраф для граждан составит от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц - от 10 до 50 тысяч рублей (возможна дисквалификация до 2 лет), для юрлиц - от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.