РФ после 2018 г возместит компаниям льготы по промсборке, противоречащие нормам ВТО - МЭР
24 октября 2011 года

Правительство РФ после 2018 года введет компенсационный механизм для автоконцернов, работающих в РФ в рамках режима промсборки, который должен заменить льготы, не соответствующие нормам Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом власти собираются защитить интересы компаний, которые уже инвестировали значительные средства в производство автомобилей в России, сообщил агентству "Прайм" замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев.

Вопрос промсборки был основным камнем преткновения в переговорах между с ЕС в рамках процесса вступления России в ВТО. Европейцы опасались, что режим промсборки, который предполагает рост объемов выпуска автомобилей в России и уровня локализации производства, приведет к сокращению рабочих мест в автопроме ЕС из-за уменьшения импорта автокомпонентов в Россию. Россия, в свою очередь, заявляла, что не намерена пересматривать заключенные соглашения по промсборке. Однако в пятницу, 21 октября, сторонам удалось достичь компромисса.

"Это будет дело правительства РФ, как заменить меры, противоречащие ВТО, на другие меры с тем же самым экономическим эффектом, так, чтобы не затрагивать интересы промсборщиков-инвесторов... Действующие соглашения с инвесторами пересматриваться не будут", - отметил Слепнев.

Он добавил, что "конечно, есть определенные элементы нашего режима (промсборки), которые не соответствуют ВТО, и мы договорились, что после истечения переходного периода, достаточно длительного, мы их просто конвертируем". Слепнев пояснил, что изменения будут проходить после 2018 года. При этом он не уточнил, какой именно компенсационный механизм будет действовать, отметив, что пока говорить о нем рано. "Мы нашли эту формулу, которая позволяет это сделать, так делали другие члены ВТО", - сказал он.

Слепнев напомнил, что "у нас изначально позиция была, что независимо от того, как мы договоримся, те соглашения с инвесторами, которые занимаются автопромом в России, - они неприкосновенны". "Независимо ни от чего, они не должны претерпеть никакого серьезного изменения по условиям. Мы, как переговорщики, имели четкую установку от правительства на все переговоры, и мы ее донесли ее до всех наших партнеров", - сказал Слепнев, напомнив, что именно из-за этой четкой позиции переговоры с европейскими партнерами и затягивались.

"Те условия, о которых мы договорились, они полностью соответствуют этой установке", - подчеркнул Слепнев.

Замглавы МЭР пояснил, что расчет степени локализации автокомпонентов по нормам ВТО отличается от принятой в РФ методики. Так, в обязательствах ВТО степень локализации рассчитывается как соотношение стоимости локально произведенных комплектующих от общей себестоимости автомобиля. А в РФ она рассчитывалась как добавленная стоимость, куда, помимо комплектующих, входили электроэнергия, зарплата, местные материалы и еще ряд других позиций.

"Если рассчитывать степень локализации согласно нашей методике, то она составляет 60%, а если только по комплектующим - то значительно меньшая цифра. Мы сделали необходимые пояснения и в докладе ВТО указали ту цифру, которая получается по расчетам ВТО. А фактически режим не меняется до конца соглашений", - заключил Слепнев.

В феврале 2011 года в РФ вступили в силу новые условия промышленной сборки, что вызвало претензии в ходе переговоров по ВТО. В частности, Еврокомиссия и США настаивали на том, чтобы Россия сняла требование по выпуску 300 тысяч автомобилей и локализации на 60%. Компании, которые собираются организовать новое производство в России в режиме промышленной сборки, должны будут через несколько лет выйти на мощность в 300 тысяч машин в год, а те, кто уже занимаются промсборкой, - 300 тысяч автомобилей в год с зачетом имеющегося производства. При этом новые условия промсборки иномарок на территории России предусматривают использование крупноузловой сборки не более чем на 5% производимых машин.