Закон об электронном взаимодействии вступает в силу для федеральных ведомств
1 октября 2011 года
Закон об электронном взаимодействии, запрещающий ведомствам требовать от граждан и юридических лиц справки с данными, которые есть в информационных банках других ведомств, вступает в силу для федеральных органов власти в субботу.
Создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия определяется постановлением правительства РФ N 697 от 8 сентября 2010 года. Основная цель создания данной системы - упрощение взаимодействия граждан и организаций с государственными ведомствами.
По данным аппарата правительства, в настоящее время в госорганы от граждан и юридических лиц ежегодно поступает до 81 миллиона обращений за государственными или муниципальными услугами. При этом заявители вынуждены самостоятельно собирать в общей сложности порядка 560 миллионов справок. После введения системы межведомственного взаимодействия должно сократиться не только количество выдаваемых справок, но и срок предоставления госуслуг: на выполнение запросов отводится срок в пять дней.
В субботу завершится первый этап реформы, затрагивающий только федеральные ведомства. Все региональные структуры, а также муниципалитеты обязаны перейти на электронное взаимодействие с 1 июля 2012 года.
Государственным заказчиком и оператором системы выступает Минкомсвязь, а технические работы по проекту ведет оператор "Ростелеком". В конце сентября глава Минкомсвязи Игорь Щеголев заявил, что к созданной системе межведомственного взаимодействия подключены все органы федеральной власти, а сама система уже работает в тестовом режиме, предоставляя населению "множество услуг".
В течение года при использовании созданной системы, по словам министра, переоформлено 100 тысяч общегражданских паспортов, выдано 600 тысяч загранпаспортов, уплачено 800 тысяч штрафов ГИБДД. Сейчас система способна обрабатывать до двух миллионов обращений в сутки, но при необходимости производительность можно многократно нарастить, заявил Щеголев.
Руководитель аппарата правительства РФ Вячеслав Володин в четверг заявил, что всего в межведомственном взаимодействии участвует 61 орган власти, однако нагрузка на них неравномерна. Основными участниками такого взаимодействия являются пять ведомств: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба и Пенсионный фонд РФ. Из 337 услуг, требующих обмена информации между ведомствами, 304 услуги требуют той или иной информации от пяти указанных ведомств.
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект об ответственности чиновников за непредоставление или некачественное предоставление услуг в рамках межведомственного взаимодействия. Как пояснил в четверг заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, для самих чиновников будет установлен штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а для их руководителей, которые принимают необоснованное решение об отказе в удовлетворении жалобы, от 30 до 50 тысяч рублей.
Одновременно с запуском системы межведомственного взаимодействия в правительстве начинается постоянный мониторинг ситуации по ее внедрению в регионах, выявление отстающих российских регионов и лидеров. Результаты мониторинга планируется публиковать.