Британский журналист описал в своей книге методы "психологического давления" ФСБ
24 сентября 2011 года

Российские службы безопасности регулярно прибегают к методам "психологического давления", разработанным еще КГБ, в отношении иностранных дипломатов и журналистов, раскрывает в своей новой книге бывший московский корреспондент газеты Guardian Люк Хардинг.

Хардинг работал в России с 2007 года, в 2008 году он много писал о событиях вокруг вторжения грузинских войск в Южную Осетию, а в начале 2011 года оказался в центре скандала, когда пограничные власти РФ отказали Хардингу во въезде в Москву и отправили его обратно в Британию, объяснив это тем, что Хардинг "допустил целый ряд нарушений правил работы иностранных корреспондентов". В результате корреспонденту была выдана краткосрочная виза, которая истекла в мае.

В книге "Мафиозное государство", которая выходит 29 сентября, журналист рассказывает о том, как ему стало известно о практиках, которые применяет ФСБ в отношении дипломатов США и Великобритании, и как он сам испытал их на себе. Обзор книги Guardian публикует на своем сайте.

Речь идет не только о прослушивании телефонов, доступе к частной электронной почте, но и проникновении в дома, когда из квартир ничего не исчезает, но сотрудники служб безопасности в качестве психологической меры "обозначают свое присутствие", давая объекту наблюдения понять, что за ним следят.

Такие методы используются и в отношении российских оппозиционеров и правозащитных активистов, пишет журналист.

Хардинг рассказал, как и он подвергался не раз таким "рейдам", когда проникали в его московскую квартиру, где он жил с женой и двумя детьми. Репортер рассказывает, как подвергался допросам и досмотрам, и утверждает, что в меньших объемах с этим сталкивается большинство иностранных корреспондентов в Москве.

Британское и американское правительства, уверяет Хардинг, прекрасно знают о таких случаях с сотрудниками своих посольств в Москве. Под наблюдение попадают в основном российские работники диппредставительств, и британские источники говорят о том, что количество таких "вторжений" огромно, пишет он.

Но иностранцы "не придают им значения", не желая обострять отношения с Москвой, утверждает Хардинг в своей книге.