Участники форума в Архангельске обсудят экономику, экологию и безопасность Арктики
22 сентября 2011 года

Второй международный форум "Арктика - территория диалога" откроется в четверг в Архангельске, где политики, бизнесмены и ученые из приарктических стран обсудят ключевые проблемы региона, от изменения климата до сохранения культуры коренных народов Севера.

Форум, организатором которого является Русское географическое общество (РГО), а информационным спонсором - агентство , пройдет на базе Северного (Арктического) государственного университета 22-23 сентября.

Впервые такая встреча, собравшая политиков, дипломатов, юристов, бизнесменов и полярников состоялась в сентябре 2010 года в Москве, на ней обсуждались проблемы Арктики с точки зрения национальных интересов и международного диалога, сохранение окружающей среды, освоение арктических природных ресурсов.

Главной темой форума в 2011 году станет арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития арктического региона, а также комплексная безопасность и охрана окружающей среды в условиях формирования арктической транспортной системы.

Как ожидается, во встрече в Архангельске примет участие премьер-министр РФ Владимир Путин, возглавляющий попечительский совет РГО. На форуме выступят президент РГО, глава МЧС РФ Сергей Шойгу, министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев, глава Минтранса РФ Игорь Левитин и глава Роскосмоса Владимир Поповкин, губернатор Архангельской области Илья Михальчук. Во встрече также будут участвовать президент Исландии Олавур Гримссон и правящий князь Монако Альбер II.

Участники форума, как ожидается, начнут планомерный анализ ситуации в арктическом регионе и поиски решения существующих проблем.

Глава МЧС Сергей Шойгу ранее заявил, что прошлогодний форум подтвердил необходимость создания в России статусной международной площадки для обсуждения этих вопросов.

"Теперь, когда такая площадка создана, мы займемся детальной проработкой международного сотрудничества в регионе", - отметил Шойгу.

СРЕЗАТЬ УГОЛ ЧЕРЕЗ АРКТИКУ

Главной темой форума будет создание транспортного коридора вдоль Северного морского пути, который позволяет значительно сократить маршрут доставки грузов из Европы в Восточную и Юго-Восточную Азию.

Северный морской путь "экономит" около 34% расстояния по морю между Европой и Азией, уменьшая время в пути почти на две недели. Кроме того, "там нет пиратов", отметил вице-президент РГО, спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Однако во время перестройки объем грузоперевозок по Севморпути c 6,7 миллиона тонн в 1987 году упал практически до нуля, и возобновились они лишь с 2000 года. Сейчас, по данным Росатомфлота, перевозки продолжают "расти", превысив 3 миллиона тонн в 2010 году, когда была возобновлена проводка по Севморпути крупнотоннажных танкеров.

Причину недостаточного использования этого маршрута - отсутствие транспортной инфраструктуры в Арктике - планируется устранить. По словам секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, должна идти речь "о создании транспортно-логистических комплексов" вдоль Северного морского пути.

По словам руководителя аналитического отдела инвестиционной группы "Энергокапитал" Александра Игнатюка, у России есть "уникальный атомный флот, сохраненный с советских времен", который должен помочь привлечь в российскую Арктику новые инвестиционные проекты.

В рамках программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" планируется построить три двухосадочных атомных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году, а также шесть дизель-электрических ледоколов. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы.

КОНФЛИКТЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Комплексная безопасность в Арктике станет одной из важнейших тем форума.

Глава программы Кембриджского университета "Геополитика в Северном Ледовитом океане" Пол Беркман (Paul Berkman) полагает, что климатические изменения в Арктике неминуемо "создают потенциал для конфликта".

По его словам, порой не слишком позитивный предыдущий опыт - например, эпоха "холодной войны" - может усиливать напряжение в Арктике, однако "конструктивный диалог поможет избежать конфликтов".

В январе одной из тем саммита стран Северной Европы в Лондоне было обсуждение "мини-НАТО" - создания военного блока северных стран. Однако пока эта инициатива, по словам посла по особым поручениям МИД РФ Антона Васильева, "не имеет никакого практического продолжения".

"Мы не видим потребности в присутствии в Арктике военно-политических блоков. У нас есть достаточно эффективная международно-правовая база для решения всех потенциальных вопросов", - отмечает Васильев.

По мнению ряда экспертов, военные в Арктике нужны для обеспечения экологической и антитеррористической безопасности - адаптированные к специфическим суровым условиям Арктики силовые структуры смогут обеспечить квалифицированное проведение аварийно-спасательных работ.

Расширение деятельности человека в регионе требует мер безопасности, считает Васильев. Так, например, нефтедобывающая платформа "Приразломная" в Печорском море, которая может стать "прекрасной мишенью для террористов", требует охраны.

НАУКА В АРКТИКЕ

Ученые ожидают повышения интереса к фундаментальным и прикладным исследованиям в Арктике и, как следствие, увеличения финансирования академических и прикладных исследований в регионе.

"Сейчас элементарно не хватает средств для транспортного обеспечения научных экспедиций, работы ограничены территориями вдоль берегов, вокруг населенных пунктов, полярных станций. Есть районы, которые не посещались десятки лет, и мы не знаем, что там делается", - отметил замдиректора Института географии РАН Аркадий Тишков.

Ученые из разных стран единодушны во мнении, что для прогнозирования состояния природы Арктики необходимо действовать сообща.

"Главная проблема - улучшить доступ американских исследователей к российскому сектору Арктики, чтобы совместно с коллегами проводить исследования здесь. Пока больше трудностей, чем хотелось бы видеть. Со своей стороны, мы бы хотели сделать все, чтобы облегчить доступ ваших ученых (к американскому сектору)", - сказал доктор Джон Фаррелл (John Farrell), гендиректор Арктической исследовательской комиссии США.

Российские ученые намерены вновь поднять на форуме вопрос о проведении Международного полярного десятилетия вслед за успехом Международного полярного года, прошедшего в 2007 году. "Эта проблема будет поднята на Арктическом форуме в Архангельске от имени Русского географического общества", - сказал Чилингаров.

По его словам, первый форум "Арктика - территория диалога" дал не только теоретические, но и практические результаты, одним из которых стало снаряжение дрейфующей станции "Северный полюс-38" (СП-38).

ЛЕД И НЕФТЬ

Представители экологических организаций планируют поднять на форуме вопросы, связанные с обеспечением защиты окружающей среды при разработке арктических месторождений.

"Если нефтегазовые компании оперируют в Арктике - делать это они должны единообразно во всех частях региона, а не пользоваться недостатками или послаблениями того или иного законодательства (стран). Крупная авария в Арктике может затронуть многие, если не все страны региона, и выйти далеко за его пределы", - считает глава Арктической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Александр Шестаков.

После аварии на нефтяной платформе ВР Deepwater Horizon в Мексиканском заливе по всему миру начались протесты экологических организаций против нефтедобычи в Арктике. Защитники природы указывают, что на сегодняшний день технологически невозможно ликвидировать разлив нефти в экстремальных условиях Севера.

По мнению многих экологов, следует вообще отказаться от разработки месторождений на арктическом шельфе до того момента, как будут созданы надежные технологии для ликвидации разливов нефти в арктических условиях. Также высказываются предложения в пользу превращения Арктики в регион с особым статусом, подобным статусу Антарктиды.

Ученые и экологи сходятся во мнении, что для обеспечения экологической безопасности нужно детальнее исследовать возможные последствия освоения, и прежде всего, добычи нефти на шельфе.

"Нельзя начинать добычу углеводородов или строительство транспортной инфраструктуры, не зная состояния природы и возможных экологических последствий для нее, которые можно оценить только путем научных исследований", - говорит Тишков.

Директор WWF России Игорь Честин считает, что "для обеспечения экологической безопасности уникальных арктических экосистем нужны четкие решения, конкретные меры" которые должны быть обсуждены в рамках "открытого обсуждения представителями разных стран".

Экологи обеспокоены отсутствием технологий, которые бы позволили предотвращать нефтеразливы и бороться с ними, имея в виду, прежде всего, добычу нефти с платформы "Приразломная" в Печорском море, которая должна начаться в 2012 году.

По мнению Шойгу, "вопросам безопасности при добыче и транспортировке углеводородов должен быть посвящен отдельный форум", и возможно, именно тема экологической безопасности станет центральной для обсуждения на следующий год.

КОРЕННЫЕ В АРКТИКЕ

Интересы коренных малочисленных народов Севера должны стать одной из важных тем на форуме. По словам Шойгу, уже ведутся работы в сфере образования, здравоохранения, ремонта ветхого жилья, энергетики, транспорта, и это "не разовая и не однонаправленная поддержка".

По мнению Васильева, необходимо минимизировать воздействие на традиционный уклад коренных народов Севера, неминуемый при расширении человеческой деятельности в Арктике.

"Главное, что надо делать - это лучше слушать тех, кто в Арктике живет. Представители коренных северных народов являются исконными обитателям этих мест, носителями уникальных традиционных знаний, а экономическое освоение Арктики в известной степени затрагивает их судьбу", - сказал он.

АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Эксперты полагают, что Арктика будет становиться все более привлекательным районом для экологического, познавательного и приключенческого туризма, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию соответствующей инфраструктуры.

"Я думаю, вскоре ожидается развитие туризма в Арктике, приток как отечественных, так и зарубежных туристов. Но для этого нужно создавать инфраструктуру и разнообразить формы туризма", - сказал замдиректора НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева Петр Боярский.

Подтверждением тому могут служить благоприятные отзывы 865 экотуристов, посетивших подобным образом острова архипелага Новая Земля за первый туристический сезон после открытия расположенного на нем нацпарка "Русская Арктика".

Все более популярным "жанром" становится сочетание приключенческой и научно-познавательной составляющих в поездках, когда туристы выполняют задания сопровождающих их ученых. Подобным образом был организован историко-навигационный эксперимент по реконструкции маршрутов русских первопроходцев 17 века на парусных судах "Поморское кольцо", прошедший в июле.