День без автомобиля: автобус и велосипед против московских пробок
22 сентября 2011 года
Москва, где не менее 3,7 миллиона автомобилей и очень остро стоит проблема пробок, 22 сентября вновь попытается хотя бы на день отказаться от авто: чтобы привлечь горожан к участию во всемирной эко-акции День без автомобиля, столичные власти в этом году провели более масштабную агитационную кампанию, пустили дополнительные автобусы, троллейбусы и трамваи, проезд в которых стал вдвое дешевле, а также подают личный пример москвичам, отправившись на работу пешком, на метро или велосипеде.
Смогут ли жители мегаполиса на один день пересесть с личных авто на общественный транспорт, или город, как и в прошлом году, вновь встанет в пробках?
В 2010 году в День без автомобиля на дорогах Москвы образовались привычные заторы, ситуацию еще усугубил дождь. В этом году в день акции синоптики обещают москвичам переменчивую погоду с кратковременными дождями. Это, однако, не помешает планам главы столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, который намерен на велосипеде отправиться на Воробьевы горы, где пройдет "круглый стол", посвященный развитию велодвижения в Москве.
ДЕНЬ БЕЗ ВЫХЛОПОВ
Городской департамент природопользования и охраны окружающей среды подсчитал, что если бы горожане отказались от личных авто на день, в городской воздух не попало бы около 2,7 тысячи тонн вредных веществ, которые ежедневно поступают в атмосферу от выхлопов машин. А за год объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в Москве достигает более 1 миллиона тонн.
В четверг в столице пройдут экологические акции, во время которых автолюбителям предложат велосипеды, скейты и самокаты как альтернативу машине.
Так, на особо охраняемой природной территории "Кузьминки-Люблино" 22 сентября пройдет акция против въезда машин. Школьники, одетые в костюмы обитателей леса, будут останавливать нарушителей, заехавших на территорию парка.
"Автомобилисты получат от детей экологические предупреждения в виде памяток, буклетов, значков и зеленых ленточек. Водителям может грозить протокол и штраф до 4,5 тысячи рублей, ведь акцию проводят сотрудники отдела охраны управления ООПТ по Юго-Восточному административному округу совместно с инспекторами ГАИ", - рассказали в департаменте природопользования.
Также в День без автомобиля в Москве состоится фотоконкурс "Колесом по природе". Участники должны будут зафиксировать факты негативного поведения автолюбителей - автомобили на газонах, следы шин на почвенном покрове, заезды на природные территории - и в течение дня отправить фотографии на электронную почту ekopros-svao@mail.ru. Итоги конкурса будут подведены на следующий день.
Кроме того, 22 сентября москвичи смогут поучаствовать в велопробегах, которые организуются в Серебряном бору, в лесном массиве Зеленограда и на территории парка "Дубки".
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АВТОБУС!
Власти Москвы призывают горожан в День без автомобиля ездить в общественном транспорте, ведь это не только поможет сделать воздух чище, но и сократит пробки. Неслучайно развитие системы общественного транспорта входит в план первоочередных мер по борьбе с московскими пробками, разработанный по инициативе мэра столицы Сергея Собянина.
Ради этого Мосгортранс в день акции вдвое снизил стоимость проезда в наземном транспорте - билет обойдется всего в 13 рублей вместо 28. А чтобы всем пассажирам хватило мест, в четверг на улицы Москвы выйдут дополнительно 410 автобусов, 150 троллейбусов и 70 трамваев.
"С точки зрения экологии, вред, который приносит автомобиль, очевиден. Этот вопрос должен заботить каждого", - заявил гендиректор ГУП "Мосгортранс" Петр Иванов. По его словам, в прошлом году аналогичная акция прошла успешно. Несмотря на дождь, количество пассажиров, перевезенных общественным транспортом, увеличилось на 100 тысяч.
На этот раз москвичей особенно активно агитировали поучаствовать в акции.
"Рекламная кампания в этом году стала шире и с точки зрения размещения стикеров в автобусах, и с точки зрения звуковой информации в метро", - отметил гендиректор "Мосгортранса".
Подвижной состав и остановки оформлены красочными стикерами и плакатами с призывом поддержать акцию. Кроме того, на основных магистралях и центральных улицах города установлено 30 рекламных щитов с просьбой на один день пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт. На мониторах в салонах подвижного состава транслируются тематические видеоролики.
В 2010 году в день акции, по данным аналитического центра "Яндекс.Пробки", в утренний "час пик" загруженность столичных автотрасс оценивалась в шесть баллов по 10-балльной шкале. Это не слишком плохо для конца сентября, но в отличие от обычных дней максимальная загруженность продержалась долго - с 8.30 до 10.30. В середине дня и в вечерний "час пик" загруженность магистралей была повышенной - в 19.00 ситуация оценивалась в восемь баллов.
ЧИНОВНИКИ ПОЙДУТ ПЕШКОМ
Столичные чиновники и депутаты по традиции поддерживают акцию. Например, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков пойдет пешком из дома на работу в мэрию на Тверской, 13.
Заммэра по социальной политике Людмила Швецова тоже откажется от автомобиля. "В прошлом году я, например, проехала по нескольким маршрутам на троллейбусах, пересаживалась один раз на трамвай. Где-то прошла пешком по городу", - рассказала Швецова. Отметив, что хорошая погода в этот день была бы очень кстати, заммэра добавила, что дождь не будет помехой, если захватить с собой зонтик. "В прошлом году был дождь, и мне пришлось подправлять свой внешний вид, потому что я промокла под дождем. Однако если завтра будет дождь, то я буду более предусмотрительна", - поделилась она.
Общественным транспортом воспользуется и префект Центрального округа Сергей Байдаков. "Префект дал указание, чтобы его автомобиль завтра весь день находился в гараже", - сообщил пресс-секретарь префекта Павел Большунов.
А руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский решил проехать на велосипеде. "С утра я поеду из дома, Новых Черемушек, на "круглый стол" в "Экоцентр" на Воробьевых горах. Затем отправлюсь на общественном транспорте до Нового Арбата - на метро или маршрутном такси. Обычно я предпочитаю метро, так как это позволяет вовремя добраться до нужного места", - рассказал Кульбачевский .
Поддержат инициативу и в Мосгордуме. Председатель столичного парламента Владимир Платонов в четверг постарается вообще не пользоваться автомобилем.
"Я и без этого дня стараюсь максимально, где это возможно, ходить пешком, например, на Тверскую, в Госдуму, Совет Федерации и другие места в радиусе двух-трех километров, так как это быстрее, чем ехать на автомобиле", - рассказал спикер МГД.
"Выхлопные газы, вибрация, повышение температуры - все это уничтожает нас, уничтожает природу. Очень много минусов. Но решить проблему сможет не акция, а выгода использования автомобилей, которые причиняют меньше вреда, например, автомобилей с электродвигателями, создание удобных дорог, сокращение пробок, над чем сейчас ведется активная работа", - добавил Платонов.
Лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков сообщил, что не только в день акции, но и ежедневно отказывается от передвижения на автомобиле. "У меня каждый день - это день отказа от автомобиля. С учетом имеющихся в городе проблем передвигаться без машины гораздо проще. А вот день отказа от метро был бы гораздо страшнее", - сказал депутат.
Акция День без автомобиля стартовала в 1999 году во Франции, тогда в ней приняли участие около двух десятков городов. В настоящее время, по приблизительным оценкам, в акции каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.
В Москве акция проводится с 2007 года. В России акция только набирает обороты, но примеру столицы уже последовали многие города: Санкт-Петербург, Тула, Тверь, Тамбов, Курск, Волгодонск, Казань, Самара, Челябинск, Нижний Новгород, Уфа, Йошкар-Ола, Кемерово. Задача акции - привлечение внимания общественности к экологическим проблемам мегаполисов и транспортной загруженности магистралей. В этот день многие жители крупных городов Европы оставляют свои автомобили дома и отправляются на работу на общественном транспорте, велосипедах или пешком.