Россия создает принципиально новый двигатель для неатомных подлодок - ЦКБ "Рубин"
13 сентября 2011 года
Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" проводит стендовые испытания воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) с электрохимическим генератором для неатомных подводных лодок, сообщил во вторник генеральный директор ОАО ЦКБ МТ "Рубин" Андрей Дьячков.
Ранее высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ сообщил , что Россия намерена в будущем строить лодки с принципиально новой энергетической установкой. Сейчас все российские неатомные субмарины работают на дизельных двигателях.
"Стремясь отвечать всем требованиям современного зарубежного рынка, ЦКБ МТ "Рубин" проектирует воздухонезависимую энергетическую установку. Сейчас ведется отработка стендового образца установки такого типа", - сказал собеседник агентства.
Дьячков разъяснил принцип работы такой установки: получение водорода непосредственно на борту подводной лодки происходит с помощью переработки дизельного топлива.
Он отметил, что в процессе создания ВНЭУ каждая страна, где строятся неатомные подлодки, пошла своим путем. Так, основой немецкой установки стали электрохимический генератор и интерметаллидное хранение водорода. Шведы пошли по пути создания установки на базе двигателя Стирлинга. А французы создали собственную установку МЕSМА (Module d'Energie Sous-Marine Autonome) на основе работы турбины по замкнутому циклу, использующей этанол и жидкий кислород.
"Анализируя состояние работ по данной теме, мы сделали следующее заключение: ВНЭУ должна не только обеспечить длительное нахождение лодки в подводном положении, но при этом сохранить скрытность и быть достаточно безопасной", - сказал глава ЦКБ МТ "Рубин".
По его словам, немецкий вариант небезопасен хотя бы потому, что в его основе лежит хранение водорода на борту лодки, а это очень пожаро- и взрывоопасно. Путь, который предпочли французы и шведы, тоже имеет недостаток. "В составе установки имеются механические части, которые являются дополнительным источником шума. А ведь подводная лодка должна быть, прежде всего, скрытной", - сказал Дьячков.
В результате "Рубин", по его словам, своим направлением движения выбрал электрохимический генератор.
"В этом случае отсутствуют движущиеся части, что хорошо с точки зрения скрытности. В отличие от немецкого варианта мы избегаем хранения водорода на борту, ведь это требует береговой инфраструктуры и сложных систем на корабле", - сказал Дьячков.
Он сообщил, что ВНЭУ будет устанавливаться в модульном отсеке лодки. Это не потребует значительной переделки и перекомпоновки всей лодки в целом, различие будет заключаться во врезке дополнительного отсека.
Кроме того, подчеркнул Дьячков, в последнее время заказчики проявляют активный интерес к литиево-ионным батареям.
"Предлагаемые на рынке литиево-ионные батареи позволяют увеличить время нахождения лодки под водой как минимум в 1,4 раза, но потенциал самой технической идеи используется пока только на 35-40%", - сказал собеседник агентства.
По его словам, "Рубин" сейчас занимается совершенствованием литиево-ионных батарей с целью увеличения емкости и, соответственно, времени нахождения под водой дизельной подлодки. "Это очень перспективное направление", - сказал Дьячков.
Он также сообщил, что Франция и Германия тоже приступили к разработке и созданию новых проектов подводных лодок без ВНЭУ. Речь идет о французском проекте Аndrasta и немецком проекте 210mod.