Российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА)
21 августа 2011 года

Российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) в воскресенье по техническим причинам совершил аварийную посадку на авиасалоне МАКС. Ниже приводится история создания и летно-технические характеристики истребителя.

Т-50 - условное конструкторское название российского истребителя пятого поколения, разрабатываемого Объединенной авиационной корпорацией (ОАК). Точное название - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА).

Головным разработчиком является ОАО "Компания "Сухой", которая в апреле 2002 года выиграла соответствующий тендер.

Бортовую радиолокационную систему (РЛС) для Т-50 разрабатывает НИИ приборостроения имени Тихомирова, где создана РЛС "Ирбис" для "промежуточного" самолета Су-35БМ.

Эскизный проект истребителя был утвержден заказчиком 10 декабря 2004 года.

Летом 2008 года было объявлено об утверждении проекта самолета и отправки чертежей опытной машины на авиационное производственное объединение в Комсомольск-на-Амуре (КНААПО), где должны построить три опытных экземпляра истребителя, которые будут использоваться для испытаний.

В феврале 2009 года была завершена сборка первого летного образца истребителя пятого поколения Т-50. Поскольку первые пробежки самолёта показали хорошие результаты, было принято решение поднимать самолет в воздух в Комсомольске-на-Амуре, а не транспортировать его на испытания в Москву.

29 января 2010 года российский истребитель пятого поколения впервые поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре. Полет продолжался 47 минут.

12 февраля 2010 года Т-50 успешно совершил второй испытательный полет.

Т-50 - это истребитель тяжелого класса со взлетным весом свыше 30 тонн, средней размерности (примерно соответствующий самолетам Су-27), представляющий собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси.

Внешний вид планера спроектирован с использованием технологий геометрической малозаметности "стелс".

Истребитель оборудован двумя двигателями "изделие 117С", созданными НПО "Сатурн" на основе семейства АЛ-31, с управляемым вектором тяги.

Двигатели отличаются от предшественников увеличенной силой тяги, сложной системой автоматизации, которая заложила в самолет новые качества, в том числе сверхманевренность. Первый полет летающей лаборатории Су-27М с двигателем, предназначенным для самолета пятого поколения, успешно прошел 21 января 2010 года в подмосковном Жуковском.

Т-50 обладает большим внутренним отсеком вооружения. В нем могут размещаться до восьми ракет типа Р-77 воздушного боя или две огромные управляемые авиабомбы массой по 1500 кг.

Истребитель способен на внешней подвеске нести две ракеты сверхбольшой дальности разработки бюро "Новатор". Этими ракетами Т-50 способен уничтожать самолеты, например, типа АВАКС, на дальности до 400 километров.

Главной прицельной системой Т-50 является радиолокатор сантиметрового диапазона с тремя антеннами, передней и двумя боковыми, выполненными в технологии АФАР (активная фазированная антенная решетка). Кроме радиолокатора в состав многофункциональной интегрированной радиоэлектронной системы (МИРЭС) входит система радиоэлектронной борьбы и система госопознавания, а также подвесной радиолокатор миллиметрового диапазона.

Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300-400 метров. Самолет будет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тысяч километров. Истребитель также оснащён комплексом дозаправки в воздухе.

По сравнению с истребителями предыдущих поколений, Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию "электронного пилота", и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой.

Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.

Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Т-50 будет принят на вооружение ВВС РФ в 2014-2015 годах.

17 августа 2011 года на авиасалоне МАКС-2011 российский истребитель пятого поколения Т-50 выполнил первый демонстрационный полет перед публикой.