Ситуации с "Экспрессом-АМ4" и утраченным "Гео-ИК-2" кардинально различаются - эксперт
19 августа 2011 года
Нештатные ситуации, возникшие при выводе на орбиту военного спутника "Гео-ИК-2" в феврале текущего года и гражданского космического аппарата связи "Экспресс-АМ4" в августе, кардинально различаются по своему характеру, рассказал источник в ракетно-космической отрасли.
Первого февраля 2011 года военный спутник "Гео-ИК-2", запущенный на ракете-носителе "Рокот", в расчетное время не вышел на связь, а позже был обнаружен на нерасчетной орбите. Пуски ракет "Рокот" были приостановлены до выяснения обстоятельств неудачного запуска. Госкомиссия установила, что предварительной причиной отсутствия связи с "Гео-ИК-2" стал отрицательный энергобаланс космического аппарата, образовавшийся в результате падения напряжения бортового электропитания.
Полгода спустя с космодрома Байконур был запущен "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и новым российским спутником связи "Экспресс АМ-4". При выведении головного блока на орбиту возникли сбои с передачей телеметрической информации и получением сигнала с "разгонника" и с борта спутника. Отделение космического аппарата от "Бриза-М" должно было состояться в 10.38 мск в четверг, 18 августа, однако никакой информации о состоянии и местонахождении спутника до сих пор нет.
"У Гео-ИК-2" был недобор топлива, и он не мог выйти на орбиту с таким недобором. А у "Экспресса-АМ4" есть свой запас топлива и схема выведения "Экспресса-АМ4" предусматривает, что последний, шестой импульс, реализуется за счет двигательной установки самого спутника. Все спутники западного производства так устроены", - рассказал эксперт, сравнивая эти нештатные ситуации.
Согласно циклограмме полета ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и новейшим спутником связи "Экспресс-АМ4", четвертое включение разгонного блока успешно закончилось в 05.13 мск четверга. В 10.18 мск должно было состояться пятое включение разгонного блока.
"Насколько я знаю, пятый импульс не был проведен или прошел, но при этом возникли какие-то проблемы. Надо смотреть схему выведения", - сказал собеседник агентства.
По его словам, обе схемы выведения имеют свои преимущества и недостатки.
"Наша схема (использованная при запуске "Гео-ИК-2" - ред.) технически сложнее. Что касается "Экспресса", то, несмотря на то, что этот спутник запускается на нашей ракете, на нем используется западная платформа. У этого аппарата есть свой двигатель, и свой запас топлива", - отметил эксперт.