Ученые изобрели "электрический" метод обнаружения метильных "меток" в ДНК
15 августа 2011 года

Ученые изобрели новый способ изучения метилирования - модификации молекул ДНК, связанной с возникновением некоторых болезней; методика, основанная на измерении тока, текущего через молекулу в зависимости от ее состава, может применяться в медицинской диагностике, сообщается в Journal of American Chemical Society.

Метилирование - процесс присоединения к молекулам ДНК метильных групп CH3 - определяет, какие гены в разных клетках должны работать, а какие быть "выключенными". Именно оно управляет возникновением новых органов в ходе развития эмбриона. Каждая ткань организма имеет свой уникальный "портрет" распределения метильных групп в ДНК.

Этот процесс связан также с развитием ряда болезней, прежде всего рака; в злокачественных опухолях "молчащие" гены вдруг начинают работать. Поэтому с точки зрения диагностики и прогноза развития заболевания важно знать, какие участки ДНК в раковых клетках разных типов несут на себе метильные "метки".

Международный коллектив ученых из Университета Осаки (Япония) и Университета Конкука (Сеул, Корея) придумал способ обнаружения метильных групп в молекуле ДНК в зависимости от электропроводности ее отдельных участков. Исследователи "протягивали" одноцепочечную молекулу ДНК через два электрода, расстояние между которыми составляло нанометр. В зависимости от химического состава и, соответственно, размеров фрагментов молекулы менялась и их электропроводность. Таким образом, измеряя силу тока, оказалось возможным отследить наличие в составе молекулы ДНК метильных групп.

Чтобы на основе этой технологии создать портативное устройство, необходимо добиться точного контроля движения нити ДНК через электроды, отмечают авторы разработки, намеревающиеся в дальнейшем заняться решением этой проблемы.