Потребители электроэнергии направили Шувалову предложения по изменениям в электроэнергетике
15 августа 2011 года

Некоммерческое партнерство "Сообщество покупателей оптового и розничного рынков электроэнергии" (НПП) 10 августа направило первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову письмо со своими предложениями по совершенствованию электроэнергетики в стране, в том числе по новой модели российского электроэнергетического рынка.

В составе НПП ряд крупных потребителей электроэнергии, в том числе ООО "Мечел-энерго", ООО "Русэнергосбыт" и ООО "Транснефтьэнерго".

За время, прошедшее после завершившейся в 2008 году реформы РАО "ЕЭС России", в России сложилась новая конфигурация электроэнергетической отрасли, появился рынок электроэнергии. В то же время со стороны многих участников этого рынка не раз звучала критика модели отношений в отрасли, а ряд экспертных групп, в том числе под руководством одного из идеологов реформы РАО ЕЭС Юрия Удальцова, подготовили несколько сценариев отраслевых изменений.

НПП в своем письме называет главными негативными последствиями действующей модели долгосрочного рынка мощности отсутствие стимулов для снижения издержек и повышения эффективности в российской электроэнергетике, отсутствие не только реальной конкуренции при отборе мощности (КОМ), но и экономических стимулов заключения двухсторонних договоров на рынке, а также административный путь привлечения инвестиций в генерацию.

Партнерство напоминает, что приход в электроэнергетику страны иностранных инвесторов несколько лет назад сопровождался "как раз их требованиями заключения на рынке прямых долгосрочных договоров с потребителями".

"Также вызывает озабоченность усиливающаяся консолидация в отрасли как по горизонтали, так и по вертикали, и как результат, снижение конкуренции на оптовом рынке и получение продавцами электрической энергии и мощности еще большей рыночной силы", - говорится в письме, текст которого есть в распоряжении .

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ

В пакете предложений НПП 11 пунктов. В частности, партнерство предлагает в новой модели рынка исключить оплату невостребованной рынком мощности и упростить для покупателей доступ на оптовый рынок электроэнергии.

Также предлагается сохранить для потребителей принцип установления тарифов на передачу на основе заявленной мощности и сохранить право потребителей на выбор одного или двух видов тарифа (одноставочный или двустановочный) на передачу.

НПП считает необходимым дать возможность потребителям участвовать в договорах на поставку мощности (ДПМ) в качестве поставщиков электроэнергии и обеспечить возможность формирования конкуренции между вариантами поставок электроэнергии. Предлагается также ДПМ заключать по одноставочным тарифам.

ДПМ определяют дату начала и период поставки генерирующей мощности, объем поставляемой мощности, цену и порядок оплаты мощности, ответственность и порядок обеспечения обязательств по договору, порядок передачи прав и обязанностей по договору, а также порядок разрешения споров.

По мнению НПП, конструкция свободных договоров должна стать прозрачной, и все покупатели должны обладать равными возможностями по заключению этих договоров со всеми видами генерации.

Также необходимо снять ограничения на строительство потребителями собственных генерирующих мощностей и создать систему экономического стимулирования потребителей, готовых добровольно оплачивать потребление (электроэнергии) в пиковые часы.

"Считаем, что введение новой модели (рынка) возможно только после тщательного моделирования и анализа экономических последствий для покупателей электроэнергии", - отмечается в письме.

ЭКСПЕРТЫ ЗА ИЗМЕНЕНИЯ

Систему отношений между участниками российской электроэнергетической отрасли необходимо существенно корректировать, поскольку она не устраивает ни потребителей, ни поставщиков электроэнергии, заявил ранее ряд экспертов.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что главными требованиями к модели рынка в новой редакции должны стать три положения:

- ориентирование продавца на параметры платежеспособного спроса с учетом реальных возможностей и потребностей реального сектора экономики;

- переход на долгосрочные методы регулирования, позволяющие развивать долгосрочные отношения между поставщиками и потребителями на условиях значительной договорной ответственности сторон, в том числе за срыв поставок;

- защита не только интересов генераторов, но и потребителей, в том числе, за счет поддержания конкурентного ценообразования на оптовом и розничном рынках.

По его словам, в случае реализации этих положений появится более справедливая оценка стоимости генерации и реальные стимулы к модернизации.

В свою очередь заместитель генерального директора ОК "Русал" Вадим Гераскин отметил, что современное состояние рынка, при котором не поддерживаются долгосрочные договора, а потребность в генерирующих мощностях планируется административным путем без учета конкретных условий работы потребителей, приводит к повышению цены на электроэнергию. Компания "Русал" является одним из крупнейших в России частных потребителей электроэнергии.

По данным Гераскина, для крупных потребителей цена одного кВт.ч электроэнергии с начала реформы выросла в 7,5 раза и уже превышает цены США (6,8 цента за один кВт.ч).

По его мнению, существующий механизм ДПМ крайне неудачен и требует существенной доработки. Представитель "Русала" также считает, что КОМ стоит заменить двусторонними долгосрочными договорами между потребителями и поставщиками электроэнергии.

В июне 2011 года министр энергетики РФ Сергей Шматко заявлял о том, что действующая модель рынка мощности в России не создает дополнительных стимулов для строительства новых объектов генерации.

Рынок мощности является в настоящий момент одним из ключевых инструментов обеспечения надежного функционирования энергосистемы РФ. С его помощью собственники объектов генерации и инвесторы могут получать с оптового рынка средства, необходимые для поддержания постоянной готовности электростанций, выработки электроэнергии и проведения ремонтов, а потребители - право требовать получения необходимого объема электроэнергии в любой момент времени. Правительство РФ неоднократно переносило срок запуска долгосрочного рынка мощности и ввело в действие его правила в январе 2011 года.