Индийский автомобиль Tata Nano так и не стал "народным" - эксперты
12 августа 2011 года

Спрос на индийскую Tata Nano, которая была объявлена самой дешевой машиной в мире, спустя более двух лет после начала продаж так и не достиг ожидаемого уровня, свидетельствуют данные Tata Motors.

Индийские эксперты по просьбе проанализировали причины неудачи громкого проекта, и нашли ее корни в переносе производства, загадочных возгораниях, имиджевых проблемах и, как это ни парадоксально, в слишком высокой для "народного" автомобиля цене.

На первом этапе - в 2009 - начале 2010 года - производство было ограничено производственными возможностями. Политические неурядицы в штате Западная Бенгалия вынудили владельца корпорации Ратана Тату перенести в 2008 году почти построенный для выпуска Nano автозавод в штат Гуджарат. Из-за этого автомобиль около года собирался ограниченной серией на другом заводе в штате Уттаракханд, способном выпускать лишь 50 тысяч штук в год. В 2010 году производство переехало на гуджаратский завод компании, способный выпускать до 250 тысяч Nano в год, но более половины мощностей этого современного завода простаивает.

Согласно опубликованным компанией данным, за два года с июля 2009 года по июль 2011 года было продано всего около 155 тысяч Nano (более 100 тысяч с апреля 2010 года по март 2011). Продажи автомобиля в июле 2011 года составили 3,260 тысячи единиц. За четыре месяца с апреля по июль было продано 25,239 тысячи этих микролитражек, тогда как общие продажи легковых автомобилей Tata составили за этот период 89,105 тысячи машин.

ОЧЕРЕДИ ОТБИЛИ ЖЕЛАНИЕ

"Продажи плохие по ряду причин. В первую очередь, это перенос завода. Из-за этого вся рекламная шумиха оказалась безрезультатной", - считает главный редактор журнала Autocar India Хормазд Сорабджи, в гараже у которого стоит одна Nano.

Редактор другого популярного журнала - Overdrive - Сириш Чандран напоминает, что в начале продаж был большой ажиотаж, но многомесячные очереди у многих отбили желание покупать Nano.

ВОЗГОРАНИЯ НАПУГАЛИ ПОКУПАТЕЛЯ

Второй проблемой эксперты считают несколько случаев самопроизвольного возгорания Nano. В 2010 году сообщалось о шести таких инцидентах, за которыми последовало падение продаж. Компания провела проверку, по итогам которой не нашла дефектов в автомобиле и объявила его безопасным. Причиной возгораний было названо несанкционированное вмешательство в электрику машины. Tata Motors, однако, согласилась бесплатно усовершенствовать все выпущенные с 2009 года Nano для предотвращения возгораний в будущем.

"Возгорания повлияли на продажи", - сказал Сорабджи.

"Люди думают о безопасности, а сообщения о возгораниях отпугнули покупателей", - согласен с ним Чандран.

А ЦЕНА ВЫРОСЛА

Недавнее повышение цены Nano негативно также сказалось на спросе, считают эксперты.

"Машина позиционировалась как средство передвижения для бедняков, но после повышения цен на 15-20% она уже перестала быть доступным авто для небогатых", - сказал Сорабджи.

На первом этапе Nano позиционировалась как "машина за 1 лакх" (100 тысяч рупий - заводская цена). В настоящее время средняя цена автомобиля в популярной дорогой комплектации "Люкс" составляет 200 тысяч рупий (около 4,5 тысячи долларов).

Nano оказалась в нейтральной ценовой зоне - слишком дорогая для самых бедных, но недостаточно престижная для более обеспеченных покупателей, считает Сорабджи.

Ее конкурент "Марути 800", которая выпускается с начала 1980-х годов, стоит ненамного дороже - примерно на 500 долларов больше, чем Nano в лучшей комплектации.

Nano не воспринимается как "настоящий" автомобиль для загородной поездки, а "Марути 800" индийцы считают машиной проверенной. При этом при покупке в рассрочку разница в ежемесячных взносах составляет несколько сотен рупий (100 рупий равны примерно 65 рублям).

ХУЖЕ МОТОЦИКЛА

Позиционирование Nano как машины для бедняков также нанесло урон ее имиджу в глазах обеспеченных потенциальных покупателей.

"Вопреки планам Ратана Таты разница в цене между Nano и мотоциклом слишком велика, чтобы заставить людей массово пересесть на машину. Кроме того, выше и стоимость владения, потому что расход топлива все равно будет больше, чем у мотоцикла, к тому же у автомобиля больше движущихся частей, поэтому его содержание в любом случае обходится дороже", - сказал Чандран.

БУДУЩЕЕ

Редактор Autocar India не верит, что компании удастся полностью загрузить свой завод в Гуджарате.

Чандран считает, что для того, чтобы продавать 250 тысяч Nano в год Tata Motors должна придумать что-то новое.

"Компания сейчас работает над дизельной версией, и ее появление может подстегнуть продажи. Помочь делу может какая-нибудь маркетинговая инициатива", - считает он.

Четырехдверный Nano с металлическим корпусом и объем топливного бака 15 литров имеет 3,1 метра в длину, 1,5 метра в ширину и 1,6 метра в высоту. Инжекторный двигатель с корпусом из алюминия расположен сзади, объем двигателя составляет 623 кубических сантиметра, а мощность - 33 лошадиных силы. Nano выпускается в трех версиях: "Стандарт", "Делюкс" (CX) и "Люкс" (LX). Гарантия на машину действует четыре года (или 60 тысяч километров). Существуют планы поставки автомобиля в Европу и США. Экспортная версия "народного автомобиля" будет длиннее и шире.