Суд Москвы рассмотрит иск к BNP Paribas и "Русским машинам" по кредиту на $1,3 млрд
7 августа 2011 года

Арбитражный суд Москвы в понедельник рассмотрит иск ОАО управляющая компания (УК) "Ингосстрах-Инвестиции" к банку BNP Paribas и ОАО "Русские машины" (входит в "БазЭл" Олега Дерипаски) о признании недействительным договора гарантии по кредиту на 1,3 миллиарда долларов.

УК "Ингосстрах-Инвестиции" требует признать недействительным договор гарантии, заключенный "Русскими машинами" в октябре 2008 года с BNP Paribas. Договор обеспечивает кредит в размере 1,3 миллиарда долларов, который банк в 2007 году выдал дочерней структуре компании "Русские машины" - голландской Veleron Holding B.V. - на приобретение 20% канадской компании Magna, крупнейшего в мире поставщика автокомплектующих.

В 2008 году ОАО "Русские машины" рассталось с акциями Magna, так как они обеспечивали привлеченный для их покупки кредит и кредитор реализовал свое право на заложенные акции.

На прошлом заседании представитель BNP Paribas озвучил четыре ходатайства. Одно из них было о пропуске истцом исковой давности - по мнению ответчика, "Ингосстрах-Инвестиции" узнали об обстоятельствах дела за год до подачи иска. Еще три ходатайства были об истребовании документов, в том числе тех, которые должны доказать аффилированность истца и "Русских машин", по данным банка, оба входят в "БазЭл". Ожидается, что эти ходатайства будут разрешены в понедельник.

ВЫСТУПЛЕНИЯ СТОРОН

Арбитраж Москвы ранее отклонил ходатайство BNP Paribas о приостановлении производства по делу. Представитель банка заявил, что в августе 2010 года начались разбирательства в Лондонском международном третейском суде о взыскании с "Русских машин" долга по гарантии. В частности, истец просит взыскать 87,871 миллиона долларов основного долга, а также проценты и судебные расходы. Речь идет о сумме, которая не была покрыта акциями Magna.

В английском процессе "также рассматривается вопрос о действительности этой гарантии", заявил представитель ответчика.

Однако представитель УК "Ингосстрах-Инвестиции" указала, что обстоятельства, установленнные в лондонском суде "не могут иметь никакого значения для данного дела". Эту позицию поддержал юрист "Русских машин".

Ранее суд также отклонил ходатайство BNP Paribas об оставлении иска без рассмотрения. При этом юристы банка также ссылались на процесс в Лондоне и заявляли, что иск о недействительности договора гарантии также должен быть рассмотрен в Англии, так как это предусмотрено арбитражной оговоркой договора между сторонами. Кроме того, юристы банка заявили, что иск УК "Ингострах-Инвестиций", (по данным ответчика, также входит в "БазЭл"), подан в интересах "Русских машин", чтобы избежать исполнения обязательств по гарантии.

В свою очередь, представитель "Ингосстрах-Инвестиций" не согласился с тем, что иск подан в интересах "Русских машин". Юрист сообщил, что УК оспаривает соглашение как акционер "Русских машин", так как не была соблюдена процедура одобрения сделки, а стороной соглашения УК не является. Представитель "Русских машин" также отметил, что аффилированность УК, "БазЭла" и "Русских машин" носит предположительный характер, банк ссылается лишь на распечатки с сайтов и публикации СМИ, которые не могут считаться надлежащими доказательствами.

Кроме того, ответчик заявил, что, несмотря на то, что банк сообщил суду, что соглашение о гарантии было одобрено советом директоров "Русских машин", это не соответствует действительности, и протоколы совета директоров в BNP Paribas не направлялись.

Юрист "Русских машин" также представил документы о неплатежеспособности компании Veleron Holding B.V., а также материалы электронной переписки, из которой следует, что BNP Paribas знал, что сделка не была одобрена советом директоров компании.

Компания Veleron Holding B.V. привлечена истцом к процессу в качестве третьего лица. Также третьими лицами значатся компании Consultrend Enterprises Limited и Alta-Britt Interholding Limited.

Руководство General Motors 10 сентября 2009 года объявило о продаже контрольного пакета акций своей немецкой дочерней компании Opel консорциуму Magna-Сбербанк. В результате сделки консорциум Magna-Сбербанк должен был получить 55% акций компании, работники Opel - 10%, а GM оставил бы в своем распоряжении 35% акций, однако в последний момент сделка не состоялась.

В качестве площадки для производства Opel в России консорциум Magna-Сбербанк рассматривал производственные мощности "Группы ГАЗ", входящей в ОАО "Русские машины".

СТОРОНЫ ПРОЦЕССА

ОАО "Управляющая компания "Ингосстрах-Инвестиции" (прежнее название УК "Пифагор") основано в марте 1997 года, 100% уставного капитала принадлежат ЗАО "ИнВест-Полис", акционерами которого являются ОСАО "Ингосстрах" (99,9996%) и ООО "Страховая компания - Жизнь" (0,0004%).

ОАО "Русские машины" создано в 2005 году путем объединения машиностроительных активов "Базового элемента" и включает в себя несколько основных бизнес-направлений - автомобильное, авиационное, железнодорожное, производство военной продукции и другие. Помимо "Группы ГАЗ", в состав "Русских машин" входят авиазавод "Авиакор" (строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154М и Ан-140), ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения" (объединяет предприятия железнодорожного машиностроения). ООО "Военно-промышленная компания" (занимается разработкой, производством, реализацией, ремонтом и утилизацией продукции военного назначения).

BNP Paribas является лидером в области банковских и финансовых услуг в Европе. Группа представлена в 84 странах мира и занимает ведущие позиции в трех значимых областях деятельности: корпоративные и инвестиционные банковские услуги, розничные банковские услуги, инвестиционное консультирование.