День железнодорожника в России
7 августа 2011 года

День железнодорожника отмечается в России в воскресенье.

Ниже приводится справочная информация.

Ежегодно в первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника.

День железнодорожника - первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден еще в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России.

Приказ по министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года гласил: "Государь Император в ознаменование дня рождения императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему 28 июня сего года высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России".

День железнодорожника праздновался ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

После 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет.

Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. Связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Работники железных дорог обратились к правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи.

Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.

В 2011 году сотрудники ОАО "РЖД", дочерних и зависимых обществ, структурных подразделений и филиалов компании отметят День железнодорожника 7 августа.

Всего на железной дороге в России работают более 1 миллиона человек.

Сейчас российские железные дороги - вторая по величине транспортная система мира, уступающая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Россия в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.

По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.

Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт - ведущий элемент транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.

По итогам 2010 года объем пассажирооборота ОАО "РЖД" составил 139 миллиардов пассажиров на километр, количество отправленных пассажиров составило 947,7 миллионов. Объем погрузки грузов составил 1205,8 миллиона тонн; грузооборот, с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов, составил 2,5 триллиона тонн на километр. По итогам 2010 года чистая прибыль ОАО "РЖД" составила 78,5 миллиарда рублей.