Минтранс РФ предложил уточнить Воздушный кодекс для его соответствия международным нормам
2 августа 2011 года

Министерство транспорта РФ предлагает принять федеральный закон, уточняющий нормы воздушного законодательства РФ в части реализации положений стандартов Конвенции о международной гражданской авиации. Проект документа размещен во вторник на сайте ведомства.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что одна из статей Конвенции требует обеспечения единых условий для воздушных судов всех других договаривающихся государств - участников Конвенции на всех аэродромах, открытых для общественного пользования в рамках юрисдикции государства. Другие статьи обязывают каждое государство предоставлять на своей территории аэропорты и другие аэронавигационные средства и службы в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой.

Кроме того, в соответствии со статьями Конвенции каждое договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов и процедур, касающихся, в том числе, государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации.

Стандарты и рекомендуемая практика устанавливают требования к аэродромам и вертодромам и их эксплуатации. Кроме того, пунктами Конвенции возлагается ответственность за обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полетов воздушных судов на аэродромах на государства, в юрисдикции которых находятся аэродромы.

"При разработке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, в целях реализации стандартов в области контроля за обеспечением безопасности полетов Конвенции и приложений к ней выявлено, что в воздушном законодательстве РФ имеются пробелы, устранение которых требует внесения изменений в Воздушный кодекс РФ. Кроме того, часть критически важных для обеспечения безопасности полетов норм по обеспечению безопасности при эксплуатации аэродромов не реализована в законах РФ", - говорится в пояснении.

Например, воздушным законодательством РФ не установлены функции операторов аэродромов и вертодромов по их эксплуатации, предоставлению аэронавигационной информации об аэродромах (вертодромах), разработке руководства по сертификации аэродрома (вертодрома) и их утверждения уполномоченным органом, а также разработке плана мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме или вертодроме.

Кроме того, говорится в пояснении, "не установлены законодательные основания для издания порядка размещения в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, что не только создает угрозу безопасности полетов, но и условия для проявления коррупции".

Проектом федерального закона предусматривается дополнение и уточнение положений Воздушного кодекса РФ следующими нормами: обязанность государства сертифицировать международные аэродромы и рекомендованная сертификация ряда других аэродромов. Так, в руководстве по сертификации аэродромов приведены примеры критериев, которые государство может установить для определения аэродромов, подлежащих обязательной сертификации.

"Учитывая международный опыт, рекомендации ИКАО и парк гражданских воздушных судов Российской Федерации проектом предлагается установить обязательную сертификацию для аэродромов, используемых для осуществления регулярных коммерческих воздушных перевозок на воздушных судах с количеством посадочных мест для пассажиров более 20 (используемые на местных воздушных линиях в России самолеты Ан-2, Ан-28, Л-410 и их модификации), а также аэродромов, открытых для международных полетов, необходимость сертификации которых установлена в приложении", - говорится в записке.

Кроме того, в Воздушный кодекс планируется внести изменения для конкретизации перечня наземного оборудования и других объектов, подлежащих обязательной сертификации. Предложено также изменить кодекс для гармонизации аттестации авиаперсонала в соответствии с трудовым законодательством и с целью исключения дублирования норм, регулирующих регистрацию в гражданской авиации.

Ряд других изменений планируется внести для исключения дублирования процедур сертификации аэродрома процедурами допуска аэродрома к эксплуатации, а также для создания законодательных оснований для издания документа о согласовании размещения объектов в районе аэродрома или вблизи объектов радиолокации и радионавигации. Кроме того, планируется дополнить Воздушный кодекс в вопросах сертификации аэродромов в части функций оператора аэродрома по обеспечению безопасности полетов.

"При возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности полетов, в соответствии с дополняемой проектом статьей 49.1 оператор аэродрома (вертодрома) обязан проинформировать об угрожающих обстоятельствах орган обслуживания воздушного движения и экипажи воздушных судов", - говорится в пояснительной записке.

С принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ" (о реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации) будут созданы дополнительные условия для повышения уровня безопасности полетов в гражданской авиации России, развития аэродромной сети, местных и региональных воздушных перевозок, говорится в записке.

Принятие закона не потребует расходов из федерального бюджета.