ХАЧАТУРЯН Карен Суренович
20 июля 2011 года

Российский композитор Карен Хачатурян скончался накануне в Москве.

Ниже привидится биография музыканта.

Карен Суренович Хачатурян родился 19 сентября 1920 года в Москве.

Отец - Сурен Ильич Хачатурян, известный театральный деятель, ученик Константина Станиславского, режиссер 1-й студии МХАТ, основатель Армянской драматической студии в Москве. Мама - Сара Михайловна Дунаева-Хачатурян, с раннего возраста увлекалась живописью и театром, окончила историко-философское отделение Высших женских курсов в Москве, в течение многих лет работала театральным художником.

Дядей Карена Хачатуряна был Арам Ильич Хачатурян - советский композитор, дирижёр, педагог, один из крупнейших деятелей армянской музыки XX века, народный артист СССР, доктор искусствоведения.

В детстве Карен Хачатурян вместе с родителями посещал спектакли Художественного театра, его студий и организованного в 1920-е годы Детского театра. Когда Карену исполнилось 8 лет, его отдали в музыкальную школу имени Гнесиных, в класс фортепиано Ольги Гнесиной. В те годы Карен Хачатурян посещал детскую группу по сочинению, которую организовал преподаватель Гнесинского училища Евгений Месснер. Вместе с ним группу посещали композиторы Борис Чайковский, Александр Чугаев.

В 1938 году Карен Хачатурян поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где занимался сразу по двум специальностям: по фортепиано - у Бориса Медведева и В.В.Чертовой; по композиции - у профессора Генриха Литинского.

В 1941 году Карен Хачатурян окончил училище и поступил на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Занятия прервала война. Вскоре он был направлен в Ансамбль песни и пляски МВД. Молодому музыканту поручалось сочинять в сжатые сроки строевые песни (солдатская строевая песня "Про медали" на слова Михаила Вольпина), небольшие инструментальные пьесы, танцевальную музыку, оркестровать уже имеющийся материал.

В 1945 году молодой музыкант вновь вернулся к учебе в Московской консерватории, где занимался у профессоров Виссариона Шебалина, Дмитрия Шостаковича и Николая Мясковского. В классе Шостаковича одновременно с Кареном Хачатуряном обучались композиторы Борис Чайковский, Герман Галынин, Александр Чугаев.

Под руководством Дмитрия Шостаковича Карен Хачатурян пробовал свои силы в разных жанрах (сюита, кантата, инструментальные пьесы) и создал первое сочинение - Сонату для скрипки и фортепиано, принесшую ему широкую известность. В июле 1947 года на I Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге она была удостоена первой премии. Многие скрипачи, такие как Леонид Коган, Эдуард Грач, Семен Снитковский включали это сочинение в свой концертный репертуар.

Завершающий студенческий год Карен Хачатурян (после ухода Дмитрия Шостаковича из консерватории) провел в классе Николая Мясковского - признанного главы московской композиторской школы.

Под руководством Николая Мясковского Карен Хачатурян написал Симфониетту, хор с оркестром "Слава Комсомолу" на текст А.Гаямова.

Дипломным сочинением композитора, над которым он работал в 1948-1949 годах, стала кантата для смешанного хора и симфонического оркестра "Цвети и здравствуй, молодость!" на тексты Янка Купалы, Василия Лебедева-Кумача и А.Досталя.

В 1949-1950 годах Карен Хачатурян продолжал заниматься у Николая Мясковского, став аспирантом его класса.

В 1950 году написал хор с симфоническим оркестром "У вербы одинокой" на стихи Марка Лисянского.

30-летию Советской Армении Карен Хачатурян посвятил "Молодежную увертюру", которая впервые прозвучала в концертах V пленума правления Союза композиторов СССР 10 декабря 1951 года. Перед работой над произведением композитор побывал в Армении, изучал и записывал народные песни и на их основе создавал собственные мелодии, близкие фольклорным образцам. Сочинение было задумано в виде театрализованной танцевальной сценки.

В первые послеконсерваторские годы Карен Хачатурян написал ряд эстрадных сочинений: "Веселый марш" и "Эстрадный марш", изданные "Музфондом" в 1952 году и звучавшие в вариантах для духового и эстрадно-симфонического оркестров.

В 1959 написал лирическую оперетту "Простая девушка" по одноименной пьесе Василия Шкваркина. В спектакле принимали участие Т.Шмыга, А.Котова, О.Власова, В.Шишкин, С.Аникеев, А.Степутенко, А.Беседин и другие звезды оперетты.

Одной из наиболее значительных работ раннего периода творчества Карена Хачатуряна стала его Первая симфония. Сочинение впервые было исполнено в 1955 году в концертах VIII пленума Правления Союза композиторов СССР. Первая симфония исполнялась и за рубежом: на VII Международном фестивале современной музыки в Болгарии, на концертах-смотрах советского искусства в Югославии, Германии, Австралии.

В 1960-1970 годы Карен Хачатурян создал серию крупных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений: Сонату для виолончели и фортепиано, Вторую симфонию, Струнный квартет, ораторию "Миг истории". Среди написанных в этот период камерных произведений - Ария для камерного оркестра, интродукция и фуга для органа.

Соната для виолончели и фортепиано была написана в 1966 году и посвящена ее первому исполнителю - Мстиславу Ростроповичу.

Среди творческих достижений Карен Хачатуряна 1960-х годов одно из значительных мест принадлежит Второй симфонии, написанной в 1968 году. Симфония с успехом прозвучала в Югославии, Болгарии, Германии, Чехословакии, Австралии.

В 1971 году Карен Хачатурян написал программное сочинение - ораторию "Миг истории" для чтеца, хора и симфонического оркестра.

В круг зрелых произведений Карена Хачатуряна входит Струнный квартет, созданный в 1969 году и посвященный памяти отца. Он исполнялся в Италии, Голландии, Бельгии, Англии.

В дальнейшем Карен Хачатурян написал: Концерт для виолончели с оркестром (1983); трио для скрипки, валторны и фортепиано (1981), трио для скрипки, альта и виолончели (1984); пьесы для электрооргана (1982).

Карен Хачатурян писал музыку к драматическим спектаклям: шекспировские постановки - "Два веронца" (1952) в Театре имени Вахтангова и "Виндзорские насмешницы" (1957) в Театре имени Моссовета, а также "Европейская хроника" А. Арбузова (1953) в Театре имени М.Н. Ермоловой.

Карен Хачатурян создал музыку более чем к 20 театральным спектаклям. Это - "Поднятая целина" М. Шолохова (1957, Центральный театр Советской Армии), "Никто" Эдуардо де Филиппо (1958, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола), "Внук короля" Л. Шейнина (1959, Центральный театр Советской Армии), "Четвертый позвонок" Н. Слоновой по роману М. Ларни (1960, Московский театр сатиры), "Бабьи сплетни" К. Гольдони (1963, Малый театр), "Итальянская трагедия" А. Штейна (1971, Центральный детский театр), "Слепой падишах" Н. Хикмета и В. Туляковой (1978, Московский драматический театр имени Гоголя).

Перу композитора принадлежит музыка более чем к 40 кинофильмам: "Братья" (1958, СССР-Корея), "Ждите писем" (1960), "Разноцветные камешки" (1960), "Високосный год" (1961), "Большая дорога" (1962), "Семь нянек" (1962), "Дети Памира" (1963), "Негасимое пламя" (1964), "Спящий лев" (1965), "Вий" (1967), "Выстрел" (1967), "Странные люди" (1969), "О друзьях-товарищах" (1970), "Единственная дорога" (1975), "Родные" (1978) и другим.

Карен Хачатурян создавал музыку к детским мультипликационным фильмам: "Когда зажигаются елки" (1950), "Волшебный клад" (1950), "Сердце храбреца"(1951), "Желтый аист"(1950), "Пес и кот" (1955), "Скоро будет дождь" (1959), "Норвежский пастушок" (1960), "Чипполино" (1962).

Мультипликационный фильм "Когда зажигаются елки" был удостоен в 1951 году премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Карен Хачатурян создал балеты "Чипполино" и "Белоснежка". За создание балета "Чипполино", который был поставлен во многих театрах страны и за рубежом, Карену Хачатуряну в 1976 году была присуждена Государственная премия СССР.

Эстрадная музыка Карена Хачатуряна: песня "Здравствуй, мир" (слова Я.Халецкого) и вокальный цикл "Поэма матерей" (слова Г.Мистраль); лирические песни "Ой ты, вешняя, светлая ноченька" (слова А.Фатьянова), "Земля, где родился и рос" (слова И.Шаферана), "Я тебя не жду" (слова Л.Дербенева), "Вдалеке от рязанских берез" (слова Ю.Полухина); задорные, веселые шуточные песни "Песня водолаза" (слова А.Фатьянова), "Про медали" (слова М.Вольпина), "Идет военная игра" (слова М.Пляцковского). Как обработки народных напевов появились небольшие фортепианные сочинения "Украинский танец" и азербайджанский танец "Таракяма".

В 1981 году Карену Хачатуряну было присвоено звание Народного артиста России. С 1986 года он являлся профессором Московской консерватории.

С 1957 года был членом правления Союза композиторов, участвовал в работе секций и творческих комиссий Союза. Входил в состав редколлегии журнала "Советская музыка", возглавлял редакционные советы в издательствах "Советский композитор" и "Музыка". Долгое время Карен Суренович был членом правлений обществ "СССР - Вьетнам", "СССР - Африка" и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. Ему принадлежит музыка государственных гимнов двух африканских республик - Занзибара и Сомали.

В 1995 году Карен Хачатурян был награжден орденом Дружбы, в 2000 году - орденом Почета. Был удостоен премии мэрии Москвы.

Карен Хачатурян был женат на переводчице Антонине Яковлевне Хачатурян, у них родилось двое детей: Наталья (1950 года рождения) и Дмитрий (1952 года рождения).

Композитор скончался 20 июля 2011 года в Москве.