Запрет АН-24 прервет авиасообщение с отдаленными районами Сибири и ДФО - перевозчики
19 июля 2011 года

Возможный запрет эксплуатации самолетов Ан-24, который президент РФ Дмитрий Медведев предложил ввести после крушения самолета в Томской области, может привести к прерыванию авиасообщения с отдаленными районами и городами на Дальнем Востоке, в частности, Иркутской области, считает заместитель директора ЗАО "Авиакомпания "Ангара" Владимир Никифоров.

После случившейся 11 июля вынужденной посадки Ан-24 в Томской области на реке Обь, в результате которой погибли семь человек, президент заявил о необходимости прекращения полетов этих самолетов. То же он предлагал после аварии Ту-134 в конце июня в Карелии. На прошлой неделе вице-премьер Сергей Иванов заявил, что самолеты Ту-134 и Ан-24 будут сняты с регулярных пассажирских рейсов с 1 января следующего года. При этом в Минтрансе пояснили, что вопрос о полном прекращении полетов Ан-24 не стоит, они могут продолжать использоваться при нерегулярных, чартерных перевозках до выработки назначенного ресурса.

По данным министерства, всего российские авиакомпании эксплуатируют 99 воздушных судов такого типа. Дальнейшая эксплуатация Ан-24 и ТУ-134 после 1 января 2012 года будет возможна в случае дооборудования этих самолетов системами предупреждения столкновения в воздухе и предупреждения столкновения с землей. По данным Росавиации, такими системами оборудовано незначительное количество самолетов.

"СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР" ПО РЕГИОНАМ

По мнению замруководителя "Ангары", запрет АН-24 нанесет "сокрушительный удар по региональным и местным авиаперевозчикам, ведь в основном воздушные суда этого типа используют небольшие компании, работающие в малонаселенных северных и восточных районах РФ".

"Таким авиакомпаниям будет просто не под силу поменять парк воздушных судов. Более крупные же перевозчики сегодня готовы перейти на другие самолеты, но здесь возникает другая проблема - АН-24 в настоящее время нечем заменить", - отмечает Никифоров.

По его словам, самолетов Ан-140, созданных на замену Ан-24, выпускается мало, к тому же, эти самолеты дорогие - стоимость одной машины составляет 20 миллионов долларов. Более дешевых иностранных 30-50 местных турбовинтовых аналогов нет, в этой размерности только европейская ATR продолжает выпускать современный самолет ATR-42.

"Однако установленное там (на ATR-42) деликатное электронное оборудование не подходит для использования на местных авиалиниях по характеристикам взлетно-посадочных полос (ВПП) местных аэропортов. Так, например, в Киренске, Бодайбо и Ербогачене (Иркутская область) ВПП короткие и грунтовые. Таким образом, запрет на использование АН-24 в Иркутской области приведет к тому, что прервется авиационное сообщение этих городов с "большой" землей", - предупреждает Никифоров.

Он отмечает, что установка на воздушных судах системы раннего предупреждения приближения к поверхности земли - "это дорогостоящая процедура, поэтому не все местные авиаперевозчики смогут себе это позволить".

Никифоров подчеркивает, что в случае запрета использования Ан-24 существование авиакомпании "Ангара" под угрозу не ставится, так как компания использует также самолеты Ан-26-100, АН-2 и вертолеты МИ-8.

"При подобном запрете будет утерян определенный сегмент рынка, существенно изменится маршрутная сеть авиакомпании. Рейсы по некоторым направления, скорей всего, придется отменить", - подытожил Никифоров.

СИБИРЬ ТОЖЕ ПОД УГРОЗОЙ

Ранее директор ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" Виктор Марьенкин высказал мнение, что возможный запрет эксплуатации Ан-24 может привести к коллапсу региональных авиаперевозок в Сибири и на Дальнем Востоке, поскольку замена самолетов или их модернизация - "это большие суммы, для авиакомпаний это накладно".

В правительстве Красноярского края агентству сообщили, что запрет грозит прекращением регулярного авиасообщения с частью северных территорий региона, куда невозможно добраться другим способом. Руководство трех красноярских авиакомпаний - "Катэкавиа", "Красавиа" и "Аэрогео" выступило с открытым письмом к властям страны, в котором прогнозирует негативные последствия от возможного введения запрета. Авиаперевозчики отмечают, что для Сибири, Якутии и Дальнего Востока "данное решение будет означать фактическую парализацию транспортной системы регионов, где авиация зачастую является единственным безальтернативным видом транспортного сообщения, а более 90% местных перевозок обеспечиваются на устаревших воздушных судах советского производства".

Ан-24 - пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней протяженности с дальностью полета до 3 тысяч километров. Эксплуатация самолета началась в октябре 1962 года. Самолет выпускался с 1962 по 1979 годы. Всего было выпущено 1,2 тысячи таких самолетов.

Самолеты Ан-24 различных модификаций использует 21 авиакомпания, а наиболее крупными эксплуатантами воздушных судов такого типа являются "КАТЭКАвиа" - 13 самолетов и "Ютэйр-Экспресс" - 26 самолетов. При этом у большинства авиакомпаний - от одного до трех самолетов Ан-24, а у некоторых авиаперевозчиков, как например, "Рязаньавиатранс", Ан-24 - единственные самолеты, выполняющие рейсы.

ЗАО "Авиакомпания "Ангара" - российская авиакомпания, базируется в международном аэропорту "Иркутск". Осуществляет региональные регулярные и чартерные рейсы в Сибирском федеральном округе, обеспечивает пассажирское сообщение со всеми действующими аэропортами Иркутской области.