Ошибки 2 из 5 компьютеров "Атлантиса" пока не повлияли на ход миссии - НАСА
15 июля 2011 года

Специалисты НАСА очень внимательно изучают ситуацию с компьютерами шаттла "Атлантис", два из которых уже отказывали в ходе миссии - пока причина одного из отказов остается неизвестной, но миссия продолжается "точно по графику", сообщил ведущий директор полета миссии Кватси Алибарухо (Kwatsi Alibaruho).

Как ранее подтвердил представитель НАСА в подмосковном Центре управления полетами (ЦУП), ночью произошел сбой на компьютере для общих задач (GPC 4), который вышел из строя, после чего был осуществлен переход на такой же резервный компьютер. Экипаж "Атлантиса" перезагрузил программное обеспечение, сейчас GPC 4 работает нормально.

РАЗ ОШИБКА, ДВА ОШИБКА

Алибарухо в ходе пресс-конференции, транслируемой на сайте НАСА, сообщил, что ранее еще один компьютер, GPC 3, выдал ошибку, причиной которой, по его словам, стала известная проблема с одним из переключателей, который в тот момент активировали астронавты. Причины ошибки GPC 4 пока не установлены.

"Пока мы не закончим анализ информации, которую получили со станции, мы понятия не имеем, что вызвало отказ компьютера. То, что его удалось вновь запустить, говорит о многом - скорее всего, проблема была в программном обеспечении или "мерцающая" ошибка аппаратного обеспечения, которую может вызвать лишь ограниченный круг событий, например, воздействие радиации или аномалия электричества", - сказал представитель НАСА.

Всего на шаттле "Атлантис" установлены пять компьютеров для общих задач: четыре основных и один запасной. Они работают медленнее современных домашних компьютеров, и у них небольшой объем памяти. С другой стороны, домашний компьютер не выдержит таких нагрузок, которым подвергаются компьютеры, отправляющиеся на орбиту на шаттле.

По словам Алибарухо, ошибки двух компьютеров разного типа: GPC 3 перешел в подобие "ждущего режима", тогда как GPC 4 сообщил о неожиданном завершении работы. Ошибки обеих типов уже происходили ранее, однако проблема, схожая с проблемой GPC 4, встречалась лишь один раз, в ходе экспедиции STS-71 - полета "Атлантиса" в 1995 году, в рамках которого шаттл впервые в истории состыковался со станцией "Мир".

"У нас много причин считать, что отказы были вызваны не одной и той же причиной. Вместе с тем, у нас все же было два отказа за один полет, тогда как все остальные системы "Атлантиса" работают прекрасно - как говорят, ты не параноик, если за тобой правда следят, поэтому я осторожно надеюсь, что все будет в порядке, но мы будем следить очень внимательно", - сказал представитель НАСА.

ЛЕТИМ ПО ГРАФИКУ

Алибарухо отметил, что, согласно стандартной процедуре, для того, чтобы ошибки компьютеров повлияли на продолжительность миссии, должно полностью отказать два компьютера, а если это произойдет с тремя машинами, миссия прекращается досрочно в ближайший доступный для посадки день. Сейчас все пять компьютеров считаются функциональными, их удалось вернуть к работе, поэтому пока досрочное возвращение не рассматривается.

"Если мы вдруг обнаружим еще одну проблему с еще одним, третьим компьютером - честно говоря, мне кажется, тогда мы все очень крепко задумаемся о том, что там происходит", - сказал представитель агентства.

Ожидается, что "Атлантис" приземлится в штате Флорида 21 июля. Ранее его возвращение на Землю планировалось 20 июля, но затем миссия была продлена на один дополнительный день.

Алибарухо отметил, что система управления шаттлов, в которой работают компьютеры, устроена так, что их функции можно передавать от одного к другому, поэтому если после анализа всех данных GPC 4 все же останется "под подозрением", ему просто "не доверят никаких критически важных процессов".

Представитель НАСА подчеркнул, что, хотя на решение проблемы с компьютерами потребовалось время, благодаря тому, что экипаж до этого работал с опережением графика, "пока миссия идет в точном соответствии с планом".

"Мы не изменили ни одного аспекта течения миссии, ни со стратегической, ни с тактической точки зрения... Мы движемся по плану, единственная корректировка, которую мы сделали - добавили дополнительные полчаса сна экипажу, которому пришлось переводить функции GPC 4 на другую машину. Больше мы ничего не меняли и пока не собираемся менять, если не увидим какой-то более грозной проблемы. Пока никаких ее свидетельств нет", - заявил Алибарухо.