Главы комитетов ГД вступили в заочную полемику по отмене лицензирования пассажироперевозок
12 июля 2011 года

Крушение теплохода "Булгария" обострило споры в Госдуме по поводу госрегулирования пассажирских перевозок. В заочную полемику по этому вопросу вступили глава комитета по транспорту, единоросс Сергей Шишкарев, выступающий против отмены лицензий в этой сфере, и его коллега по партии, председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский, ратующий за введение саморегулирования.

Оба руководителя комитетов провели во вторник брифинги для журналистов.

"У нас (в Госдуме и в партии) идет постоянный спор - есть группа товарищей, выступающих за отмену лицензирования", - сказал Шишкарев журналистам. По его мнению, "делать это ни в коем случае нельзя".

"Существующих мер, направленных на обеспечение безопасности в сфере речного судоходства, вполне достаточно, главное - не отменять лицензирование в сфере пассажирских перевозок", - уверен депутат.

Причину катастрофы "Булгарии" депутат видит в неисполнении уже существующих требований. "У нас проблема не в том, что у нас чего-то не хватает, а в том, что мы не исполняем то, что есть", - заметил глава комитета.

К тому же, по его словам, "нет конкретных примеров, когда за неисполнение или за ненадлежащее исполнение должностных инструкций, сертификационных требований, предъявляемых документов по допуску на рынок - за это отвечают". "Вот в чем проблема", - отметил Шишкарев.

Он подчеркнул, что "должна быть неотвратимость наказания".

В свою очередь Плескачевский выступает за переход от лицензирования к саморегулированию в сфере пассажирских перевозок.

Парламентарий отметил, что Конституционный суд постановил: деятельность любого лица, которая может причинить ущерб заранее не определенному кругу лиц, должна регулироваться государством. Причем государство вправе выбрать одну из двух форм: либо непосредственное регулирование, то есть лицензирование, либо опосредованное - через саморегулируемые организации (СРО).

"Некто устанавливает требования к владельцу парохода и к пароходу, потом предоставляет право осуществлять пассажирские перевозки, то есть выдает лицензию, а потом контролирует исполнение. Там, где лицензирование, это делает чиновник, а там, где саморегулирование - СРО", - сказал глава комитета.

По его словам, чиновник делает это без всякой ответственности, а СРО использует компенсационную форму.

"У СРО мотив контроля за себе подобными выше, чем у чиновников", - считает глава комитета.

"Материальная ответственность - главный регулятор отношений в мире. Если бы он (собственник) знал, что не просто сядет, не просто ему выпишут штраф, а он потеряет денег немеренно, это полностью меняет дело", - сказал Плескачевский. "Я считаю, что если деятельность по перевозке может причинить ущерб, конечно, в этой сфере разумно переходить на саморегулирование", - заключил парламентарий.

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы на Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана. На судне находились более 200 человек. По последним данным, погибли 88 человек, спасены 79, судьба остальных неизвестна.

Обстоятельства катастрофы выясняются. Свидетели ЧП говорят, что судно вышло из порта с креном на правый борт, а перевернуть его могло боковой волной, сообщил ранее начальник приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин. Следствие считает техническую неисправность главной версией ЧП, сообщило ранее МВД по Татарстану.