Госдума рассмотрит во II чтении законопроект о категориях опасности объектов ТЭК
5 июля 2011 года

Госдума рассмотрит во вторник во втором чтении президентские законопроекты о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а также об административной и уголовной ответственности за нарушение таких требований.

Законопроект о безопасности ТЭК систематизирует и выводит на новый уровень правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности генерирующих объектов и электрических сетей, инфраструктуры добывающей и перерабатывающей промышленности в нефтяной, газовой отраслях, нефте- и газопроводов. В целом в документе идет речь об установлении на уровне базового федерального закона единых правил, направленных на защиту таких объектов и прилегающих территорий от возможных актов незаконного вмешательства, включая террористические угрозы.

Согласно тексту документа, перечень конкретных объектов будет утверждаться на уровне региона, а затем включаться в федеральный реестр объектов ТЭК. При этом предусматривается, что требования, необходимые для обеспечения безопасности каждого объекта, будут определяться исходя из его категории опасности. Таких категорий предлагается установить три: высокая, средняя и низкая.

Каждый объект ТЭК получит "паспорт безопасности", в котором будет отражаться его характеристика, категория, возможные последствия в случае осуществления акта незаконного вмешательства, информация о состоянии систем его инженерно-технической и физической защиты, а также пожарной безопасности. Также в документе будет содержаться план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Законопроектом вводится ряд понятий, в том числе акт незаконного вмешательства, антитеррористическая защищенность объекта, потенциально опасные и критически важные объекты ТЭК. Под последними понимаются такие объекты, "нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта РФ или административно-территориальной единицы", либо "к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения".

На работу на объекты ТЭК не будут приниматься соискатели, имеющие непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, состоящие на учете в психдиспансерах, а также уволенные с госслужбы в связи с дисциплинарными проступками и утратой доверия.

Кроме того, владельцы объектов ТЭК высокой категории опасности должны будут страховать ответственность за причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц в результате совершенного теракта или диверсии на объекте.

Законопроект должен вступить в силу по истечении 90 дней после его опубликования (за исключением отдельных положений). В частности, статьи о финансировании мероприятий по обеспечению безопасности и о требованиях к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов ТЭК, вступят в силу с 1 января 2012 года.

Ко второму чтению парламентарии уточняют, что владельцам объектов ТЭК, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, запрещается передача в аренду или иное пользование зданий, строений, сооружений, а также земельных участков, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сам порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Другой законопроект, устанавливающий ответственность за нарушение требований безопасности объектов ТЭК предлагает, в частности, дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей. Согласно ей, подобное деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (более 1 миллиона рублей), наказывается штрафом до 80 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если нарушение требований привело к смерти человека, то осужденному грозит лишение свободы на срок до пяти лет, а при гибели двух или более лиц - на срок до семи лет.

При этом во всех случаях возможно применение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Предварительное следствие по таким преступлениям предлагается отнести к ведению органов ФСБ.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предлагается дополнить статьей, предусматривающей за нарушение указанных требований и воспрепятствование их соблюдению (в том числе руководителями субъекта ТЭК) наложение на граждан административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет).

При этом правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

"Создание специальных норм в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса обеспечит единообразие правоприменительной и судебной практики", - сказал первый зампред думского комитета по законодательству Владимир Груздев, выступая с докладом по законопроекту.

Проблема безопасности энергообъектов стала особенно актуальной после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года и взрыва на Баксанской ГЭС, нападение на которую произошло 21 июля 2010 года. В результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС погибли 75 человек. Работа ГЭС была прекращена, а Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы - полностью обесточены. При нападении на Баксанскую ГЭС погибли два милиционера.