Польша и Украина начали отсчет последнего года перед футбольным Евро-2012
8 июня 2011 года
Ровно год остался до того старта чемпионата мира по футболу 2012 года, который пройдет в Польше и на Украине. Подготовка к турниру идет полным ходом, и обе страны надеются успеть решить все проблемы, связанные с организацией первого в Восточной Европе крупного футбольного форума.
ИНФРАСТРУКТУРА
Киев, Харьков, Донецк, Львов, Варшава, Познань, Гданьск и Вроцлав демонстрируют разную степень готовности, однако власти уверяют, что проблемы успешно решаются. В городах, где будут проходить игры чемпионата, ведется строительство и реконструкция спортивных арен, отелей, инфраструктуры. Украинские власти гарантируют, что все арены будут сданы в срок, но признают, что состояние общественного транспорта и качество дорог пока далеки от идеала. В Польше есть некоторые задержки со сдачей стадионов в эксплуатацию, но проведению Евро-2012 они никак не угрожают.
Многие наблюдатели предупреждают, что плохое качество дорог оставит неприятные впечатления о стране у болельщиков, которые будут добираться до украинских стадионов на автотранспорте. Для реконструкции дорог привлекаются кредитные средства. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) сообщил, что предоставит Украине кредит на 450 миллионов евро на модернизацию 350 километров дорог.
Это уже второй кредит ЕИБ на строительство дорог в Украине. Первый, объемом 200 миллионов евро, был предоставлен на модернизацию трассы М-6, соединяющей Киев с Венгрией, Словакией и Польшей. Уже сейчас понятно, что значительного прогресса в строительстве и реконструкции автодорог до начала Евро-2012 вряд ли удастся добиться - во всяком случае, в тех масштабах, на который надеялись украинцы.
В Польше с дорогами тоже не все гладко. До Евро-2012, скорее всего, не удастся завершить в срок укладку семи ключевых отрезков автострад, включая отрезок на трассе Лодзь - Варшава и автостраду, которая должна связать Восточную и Западную Европу. В общей сложности будет не хватать около 400 км дорожного полотна: подрядчики опаздывают со строительством, а некоторые из них грозятся прервать контракты с польскими властями.
Премьер-министр Польши Дональд Туск, комментируя сложившуюся ситуацию с дорогами и стадионами, заявил, что из-за задержек в строительстве объектов к чемпионату Польша не будет создавать кризисный штаб, однако предпримет "решительные действия" в адрес подрядчиков.
Правительство Украины приняло решение о внедрении к Евро-2012 скоростного железнодорожного сообщения, которое соединит принимающие города чемпионата. Предполагается, что скоростные поезда будут двигаться со скоростью 160 километров в час.
С "воздушными воротами", по заверениям украинских чиновников, проблем не возникнет. Так, вице-премьер Борис Колесников заявил, что аэропорты всех четырех городов, в которых пройдут матчи Евро-2012, будут готовы принимать "практически любое разумное" количество чартерных рейсов. По его словам, в киевском аэропорту "Борисполь" будет сдан новый терминал, где одновременно будут работать 80 точек прохождения паспортного контроля. В Донецке, Львове и Харькове их будет по 60.
В Польше есть большие опоздания со строительством, которое идет на железнодорожных вокзалах в Варшаве и Познани. И хотя Туск ранее заявлял, что все объекты, в том числе аэропорты, будут построены в срок, и здесь, видимо, не обойдется без задержек. Так, согласно данным NIK, строительство аэропорта в Познани вряд ли завершится до июня 2012 года.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Важнейшей задачей является обеспечение безопасности во время проведения матчей Евро-2012. Директор турнира на Украине Маркиян Лубкивский заявил, что относительно возможных проявлений терроризма "поводов для тревог нет". По его словам, сотрудничество в деле предупреждения терактов ведется на очень серьезном международном уровне, "разрабатываются совместные действия между ключевыми структурами Украины и Польши, которые отвечают за безопасность".
Власти Львова, в котором 9 мая произошло несколько инцидентов с участием националистов, поспешили заверить общественность в том, что "Львов - один из самых безопасных городов Украины. "Мы много всего делаем, чтобы все, кто приедут на Украину, в том числе и фанаты, чувствовали себя комфортно", - заявил мэр Львова Андрей Садовый.
Польша обещает беспрецедентные меры безопасности во время чемпионата. Готовящийся специальный законопроект предусматривает введение системы электронного мониторинга местонахождения болельщиков, которые были уличены в хулиганском поведении на стадионах. Во время матчей хулиганы должны будут находиться по адресу постоянной регистрации. Электронные устройства, установленные у их домов, будут следить, чтобы никто из них не покидал свое жилище.
В законопроекте предусматривается наказание для фанатов, закрывающих свои лица на стадионе, а также тех, кто имеет при себе небезопасные предметы или пытается пройти на стадион силой. За ложное сообщение о якобы заложенной бомбе закон ужесточает наказание в виде тюремного заключения от 6 месяцев до 8 лет.
Польские власти предложили ввести систему "быстрых полевых судов": для экономии времени хулиганов будут судить прямо на стадионе в специально отведенном помещении при помощи видеоконференции. Кроме этого, правоохранительные органы смогут закрывать стадионы, если сочтут арену небезопасной из-за хулиганского поведения болельщиков. В связи с имевшими место инцидентами некоторые матчи в Польше уже проводились без зрителей.
РАСХОДЫ
Вопреки заявлениям властей, на первоначальном этапе подготовки к Евро-2012 о возможности привлечения миллиардных средств, серьезного всплеска инвестиций не произошло. Эксперты отмечают, что в Украине на 85-90% инвестором Евро-2012 является само государство, и только на 10-15% - иностранные компании. В Польше государство выступает инвестором на 60%, а 40% занимают частные инвестиции.
В связи с этим все чаще поднимается вопрос о том, как именно расходуются государственные средства. Органы прокуратуры Украины уже выявили ряд нарушений в ходе проверки законности использования бюджетных средств, выделенных для подготовки к чемпионату. Речь идет, в частности, о перерасходе средств.
Оппозиция не верит, что все нарушения будут выявлены, и заявляет о значительных масштабах коррупции. По словам экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, "все объекты к Евро-2012 строятся в два раза дороже, чем они действительно стоят". О непонятном росте бюджетов строительства объектов "в разы" с тревогой говорят и представители общественных организаций.