В рамках реформы РЖД планируется создание 3-4 крупных операторов вагонного парка - Иванов
13 апреля 2011 года

Правительство в ходе реализации реформы РЖД планирует создать три-четыре крупных компании-оператора вагонного парка с разными собственниками, заявил вице-премьер Сергей Иванов.

РЖД ранее в рамках реформы передали почти весь свой грузовой парк своим дочерним компаниям - ПГК и ВГК.

"Необходимо дальнейшее развитие рынка оперирования грузовым подвижным составом, направленное на повышение эффективности управления парком грузовых вагонов. Здесь мы планируем создать как минимум три-четыре крупных компании-оператора вагонного парка, которые будут принадлежать различным собственникам и функционировать в общесетевом масштабе", - сказал Иванов, выступая на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи.

Он напомнил, что в январе текущего года правительством был одобрен подготовленный Минэкономразвития и Минтрансом проект целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

По его словам, он определяет параметры конфигурации рынка для удовлетворения потребностей экономики, а также нацелен на ликвидацию инфраструктурных ограничений в сфере железнодорожного транспорта.

Иванов также сообщил, что оба ведомства уже подготовили план мероприятий по реализации этой целевой модели.

РЖД представили проект целевой модели еще осенью 2009 года. Документ предусматривал, что РЖД, сохраняя статус общесетевого перевозчика, прекращает владение грузовыми вагонами, но при этом будет принимать грузы в арендованном подвижном составе.

Целевая модель предусматривает создание локальных перевозчиков, осуществляющих перевозки в рамках выделенного ограниченного полигона инфраструктуры общего пользования. Документ также предполагает формирование системы выделения госдотаций собственнику инфраструктуры на основе соглашений, учитывающих экономическую и географическую доступность инфраструктуры и ее техническое состояние.

Планируется, что инфраструктурный комплекс железных дорог общего пользования сохранится единым с технологической, управленческой и имущественной точек зрения. Вместе с тем должен быть сформирован конкурентный рынок технического обслуживания и ремонта инфраструктуры, который позволит снизить затраты на обслуживание и привлечь частные инвестиции.

Одним из наиболее важных элементов целевой модели является создание электронной биржи грузовых вагонов, которая будет способствовать удовлетворению спроса грузоотправителей в перевозочных мощностях.