"Ростелеком" в 2011 г откроет во всех регионах РФ центры для выдачи электронной подписи
12 апреля 2011 года

ОАО "Ростелеком", национальный телекоммуникационный оператор РФ, до конца года откроет во всех регионах страны удостоверяющие центры, где будут выдаваться электронные подписи; в Москве четыре таких центра появятся уже в апреле, сообщил журналистам директор департамента государственной политики в области создания и развития "электронного правительства" Минкомсвязи Андрей Липов.

Президент РФ Дмитрий Медведев 6 апреля подписал закон "Об электронной подписи". В новом законе определены три вида электронной подписи: простая, усиленная и квалифицированная электронная. Электронная подпись может использоваться для взаимодействия государства с гражданами и юрлицами (для получения госуслуг), а также для взаимодействия граждан с юрлицами и юрлиц между собой.

Как пояснил на пресс-конференции замглавы Минкомсвязи Илья Массух, простая электронная подпись представляет собой, по сути, комбинацию логина и пароля и подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная подпись не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. Сообщение с простой или неквалифицированной электронной подписью может (по предварительной договоренности сторон и в специально предусмотренных законом случаях) быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно.

Квалифицированная электронная подпись подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра и во всех случаях приравнивается к бумажному документу с "живой" подписью. Получить квалифицированную электронную подпись можно будет в специальных удостоверяющих центрах.

По словам Липова, сейчас в целом в России насчитывается около 200 удостоверяющих центров, однако аккредитованы государством лишь 80, которые входят в так называемое "единое пространство доверия", которое правительство в марте поручило создать на базе корневого удостоверяющего центра "Ростелекома".

По словам Массуха, квалифицированная подпись, представляющая собой набор символов, будет выдаваться на специальных USB-устройствах, похожих на обычную "флэшку", но содержащих программно-аппаратную защиту. Чтобы устройством не смог воспользоваться посторонний, для доступа к подписи требуется ведение пин-кода. В случае утери устройства необходимо об этом сообщить в удостоверяющий центр, как в случае утери банковской карты - в банк. После этого все удостоверяющие центры, которые будут входить в единое пространство доверия, будут оповещены. Липов подчеркнул, что в случае с квалифицированной электронной подписью установлены жесткие требования по сертификации как к центру, выдавшему ее, и к носителю, на который она записана.

СТОИМОСТЬ ПОДПИСИ

По словам Массуха, стоимость получения квалифицированной электронной подписи будет определяться ценой устройства, которую будет устанавливать каждый удостоверяющий центр самостоятельно.

По словам Липова, к примеру, стоимость выдачи электронной цифровой подписи в ФНС, используемой для подачи налоговой декларации, колеблется от полутора до 10 тысяч рублей.

Стоимость устройства, на котором будет выдавать электронные подписи "Ростелеком", на первом этапе будет составлять 500-600 рублей, а после того, как выдача станет массовой, цена упадет до 300 рублей. "По сути "Ростелеком" будет распространять это устройство практически по себестоимости. Сама же электронная подпись, само программное обеспечение будет бесплатно", - сказал Липов.

Он отметил, что такие устройства должны пройти обязательную сертификацию в Федеральной службе безопасности (ФСБ).

В будущем можно будет записать квалифицированную электронную подпись на универсальную электронную карту, которую планируется начать выдавать гражданам с декабря 2011 года, добавил замглавы Минкомсвязи.

Перечень аккредитованных удостоверяющих центров, где можно получить электронную подпись, любой желающий может посмотреть на портале госуслуг, сказал Массух. Чтобы получить такую подпись, гражданин должен обратиться в такой центр, предъявив паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), подпись будет выдана ему в тот же день при его личном присутствии.

ЗАСТАВЛЯТЬ НЕ БУДУТ

Как заявил директор правового департамента Минкомсвязи Андрей Тихомиров, закон не обязывает граждан использовать электронные подписи.

"Гражданин сам может выбирать, хочет ли он пользоваться электронной подписью. Заставлять никто не будет. Если гражданин захочет всю жизнь пользоваться живой подписью, ставить ее авторучкой, то это право гражданина", - сказал он. "Мы идем по пути упрощения для гражданина и юрлиц в том числе взаимодействовать между собой и взаимодействовать с государством", - добавил Тихомиров.

Он также сообщил, что для того, чтобы закон начал реализовываться, необходимо принятие ряда подзаконных актов.

В частности, Минкомсвязи планирует разработать проект правительственного постановления, определяющего виды электронных подписей, которые могут требовать для предоставления госуслуг различные органы власти, а также требования по обеспечению совместимости этих подписей при организации электронного взаимодействия этих органов между собой и с гражданами. "Это необходимо, чтобы органы власти понимали, что они работают в неком пространстве, и не они будут гражданину диктовать, а правительство установит, как гражданин будет с ними работать", - пояснил представитель министерства.

Минкомсвязи планирует выпустить приказ, определяющий порядок формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов подписи и правила аккредитации удостоверяющих центров.