"Газпром" за счет энергосбережения в 2011-2013 гг рассчитывает сэкономить 12 млрд рублей
8 апреля 2011 года

"Газпром" за счет программы энергосбережения на 2011-2013 годы стоимостью 5 миллиардов рублей рассчитывает сэкономить 12 миллиардов рублей, сообщил заместитель начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа, начальник управления энергосбережения и экологии российского газового холдинга Александр Ишков в интервью, размещенном на сайте компании.

Ишков напомнил, что в декабре прошлого года в "Газпроме" были приняты "Концепция энергосбережения и повышения энергоэффективности ОАО "Газпром" на период 2011-2020 годы" и "Программа энергосбережения ОАО "Газпром" на 2011-2013 годы". По его словам, основные задачи новой концепции - максимальная реализация потенциала энергосбережения во всех видах деятельности и повышение энергоэффективности дочерних компаний на основе применения инновационных технологий и оборудования. Потенциал энергосбережения на ближайшие 10 лет определен в 28,2 миллиона тонн условного топлива (т.у.т.).

Кроме того, во исполнение требований закона "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности" в компании разработана и утверждена программа проведения обязательных энергетических обследований дочерних обществ. Такие обследования будут проведены в 49 дочерних обществах "Газпрома", перечень которых установлен в соответствии с требованиями закона. Обследования помогут точнее выявить потенциал энергосбережения в каждой дочерней организации и скорректировать их работу в этом направлении.

Ишков отметил, что в рамках программы энергосбережения на 2011-2013 годы "Газпром" за эти годы планирует сэкономить 6,4 миллиона т.у.т. топливно-энергетических ресурсов. В том числе более 5,4 миллиарда кубометров природного газа, 459 миллионов кВт.ч электроэнергии и 24,7 тысячи т.у.т. дизельного и котельно-печного топлива.

"На выполнение программы потребуется около 5 миллиардов рублей, а стоимость сэкономленных ресурсов составит около 12 миллиардов рублей. Таким образом, как и в предыдущие годы, будет не только минимизировано техногенное воздействие на природу, но и сэкономлены миллиарды рублей. Причем если говорить о финансовом аспекте, то основной планируемый эффект энергосбережения - около 83% - придется на магистральный транспорт газа", - отметил Ишков.

Основные пути снижения энергоемкости транспортировки газа в повышении рабочего давления, а также мощности и эффективности газоперекачивающих агрегатов (ГПА). По словам Ишкова, научно-технический прогресс, в том числе и в магистральном транспорте газа, не стоит на месте, в настоящее время наиболее перспективным считается применение труб повышенного класса прочности, рассчитанных на давление до 100-120 атмосфер с внутренним гладкостным покрытием. Такие трубы выпускаются на Ижорском трубном и Выксунском металлургическом заводах. Кроме того, отечественные производители освоили выпуск соединительных деталей для газопроводов с рабочим давлением до 120 атмосфер. Графики производства и поставок полностью согласованы со сроками ввода тех магистралей, где эти детали и трубы будут применяться: "Бованенково-Ухта" (120 атмосфер), "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", "Грязовец-Выборг" и "Ухта-Торжок" (100 атмосфер).

Что касается газоперекачивающих агрегатов (ГПА), отметил Ишков, то производственный потенциал российских машиностроительных заводов сегодня способен полностью удовлетворить запросы "Газпрома" в современных агрегатах как для строительства новых газопроводов, так и для реконструкции существующих компрессорных станций (КС). Он подчеркнул, что это очень большой объем - в течение пяти лет "Газпром" планирует провести реконструкцию 433 ГПА.