Крупные аварии на подводных лодках в СССР/России
7 апреля 2011 года

День памяти погибших подводников отмечает 7 апреля Военно-морской флот России.

Ниже приводится справочная информация о крупных авариях на подводных лодках в СССР и России.

Во время заводских ходовых испытаний в Японском море 8 ноября 2008 года произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

В Баренцевом море 30 августа 2003 года при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К-159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились десять членов экипажа. Погибли девять человек.

В ходе проведения военно-морских учений Северного флота в Баренцевом море 12 августа 2000 года потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

В Баренцевом море 7 апреля 1989 года в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К-278 "Комсомолец", получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

В районе Бермудских островов в Атлантическом океане 6 октября 1986 года на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К-219. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли четыре человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".

У полуострова Камчатка 24 июня 1983 года затонула АПЛ К-429 из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек погибли.

В Японском море 21 октября 1981 года затонула дизельная средняя подводная лодка С-178 в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером "Рефрижератор-13". Авария унесла жизни 31 моряка.

В заливе Петра Великого (Японское море) 13 июня 1973 года произошло столкновение АПЛ К-56 с научно-исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К-56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.

При возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике 24 февраля 1972 года на АПЛ К-19 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.

В Бискайском заливе 12 апреля 1970 года в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К-8 из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. АПЛ затонула на глубине более 4 тысяч метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.

Дизель-электрическая ракетная подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота погибла 8 марта 1968 года. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6 тысяч метров. Причина катастрофы неизвестна.

В Норвежском море 8 августа 1967 года на АПЛ К-3 "Ленинский комсомол", первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.

На военно-морской базе Северного флота в городе Полярный 14 января 1962 года взорвалась дизельная подводная лодка Б-37 из состава Северного флота. В результате взрыва подлодки погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно-технической базе, - 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С-350.

Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение одной из торпед при погрузке боеприпасов. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы, из-за которых торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды.

В Баренцевом море 27 января 1961 года затонула дизельная подводная лодка С-80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С-80 была найдена. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении ПЛ атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж - 68 человек.

В Таллинском заливе Балтийского моря 26 сентября 1957 года в результате взрыва дизеля погибла дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота. Из 42 членов экипажа М-256 в живых остались лишь семь человек.

В Суурупском проливе Балтийского моря 21 ноября 1956 года в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М-200 "Месть" из состава 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В результате аварии погибли 28 моряков.

В Японском море 15 декабря 1952 года погибла дизель-электрическая подводная лодка С-117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из-за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.