МТС внедрит систему, фильтрующую SMS-спам с номеров других операторов
20 марта 2011 года
Один из крупнейших российских сотовых операторов МТС к лету 2011 года планирует внедрить автоматическую систему для фильтрации спамовых SMS-рассылок с номеров других операторов, сообщила МТС корреспонденту .
Система призвана оградить абонентов оператора от несанкционированных мошеннических и рекламных рассылок, а сам оператор получит возможность оперативно реагировать на такие рассылки. Внедряемая платформа будет при анализе опираться на несколько критериев, включая количество SMS, их содержание, время отправления, факт подмены номера отправителя.
"Мы будем видеть текст сообщения и сервис-провайдера, который его отправляет. Если поступают жалобы от абонента, уточняем санкционированность рассылки, и в случае необходимости будем блокировать SMS-трафик с определенного номера", - сказала корреспонденту пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
Как объяснила Осадчая, сейчас оператор может оперативно заблокировать несанкционированную SMS-рассылку только с собственных номеров, а рассылки с номеров других операторов нередко пресекались только после поступления жалоб от абонента. Внедрение антиспам-системы позволит во многих случаях добиться того, что абоненты не получат нежелательных SMS.
На закупку антиспам-системы будет проведен тендер. МТС не называет возможных поставщиков, но выбор достаточно велик. Существует не менее десятка вендоров, предлагающих подобные решения: в их числе компании Acision, Adaptive mobile, Cloudmark, Huawei, Jet Infosystems и другие.
Источник в одном из сотовых операторов рассказал, что антиспам-система может стоить 4-6 миллионов долларов, в зависимости от масштабов внедрения и конкретной реализации.
Системы, подобные той, что компания собирается внедрить, у МТС на службе уже есть, но они работают только в нескольких регионах, при этом анализируются SMS не от всех операторов. К лету фильтрующая SMS-спам система будет реализована для всех российских абонентов оператора и станет анализировать все входящие SMS. Статистика и анализ будут вестись централизовано: единый центр и точки присоединения к нему региональных операторов связи будет размещен в Москве.
При анализе содержания будут особо выделяться SMS, побуждающие абонента совершить то или иное действие, ведущее к списанию денег со счета (звонок или SMS), а также просьбы о пополнении чужого счета. Один из распространенных вариантов таких SMS - "Мама, положи мне денег на этот номер" и его разнообразные вариации. Нередко подобный текст привязан к каким-то чрезвычайным событиям: терактам, катастрофам, а также вымышленным личным критическим ситуациям (конфликт с ГИБДД, задержание милицией и прочее).
По данным МТС, до 30% входящего SMS-трафика от региональных операторов поступает с коротких номеров, номеров, не принадлежащих номерной емкости данных операторов, и с различных "ников" - многие сервисы SMS-рассылок сотовых операторов позволяют осуществлять подмену номера, с которого ведется рассылка.
По тем же данным, доля SMS-трафика со скоростью отправки более 4 сообщений в минуту очень высока - в одной из сетей, которую МТС не называет, эта доля достигает 60%. "Таким образом, можно утверждать, что сервис SMS-сообщений у данных операторов ориентирован на предоставление услуг массовых рассылок", - делает вывод Осадчая.
БОРЬБА СО СПАМОМ И МОШЕННИКАМИ
В феврале начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом "МегаФона" Сергей Хренов на пресс-конференции, прошедшей в , заявил, что его компания собирается в 2011 году внедрить антиспамовую систему, ориентированную, в том числе, на блокирование SMS-рассылок с номеров других операторов. "МегаФон" пока не объявлял о выборе в пользу того или иного поставщика конечного решения.
"У нашей дирекции по управлению фродом есть специальные инструменты, позволяющие распознавать массовые спам-рассылки на наших абонентов, и реагировать соответствующим образом", - заявила в пятницу пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева, которая не сообщила других подробностей.
Как в феврале выяснило , сотовым операторам, часто сообщающим о своей борьбе с мошенниками, известны лишь единичные случаи заведения дел на основе переданной ими в правоохранительные органы информации о фактах мошенничества, хотя сами операторы рассматривают десятки тысяч жалоб от абонентов. К примеру, "МегаФон" в 2010 году обработал 55 тысяч таких обращений.
По данным МТС и "МегаФона", поток жалоб на телефонное мошенничество со стороны абонентов в 2010 году несколько снизился после взрывного роста в конце 2009 года. Но даже если все операторы внедрят фильтры, блокирующие рекламу и мошенничество, опираясь на историю спам-рассылок по электронной почте, можно ожидать, что злоумышленники найдут способы обойти любые преграды.
Отказ от любых коммерческих SMS-рассылок или значительное усложнение доступа к этому инструменту ударит, в первую очередь, по доходам самих операторов, а также по бизнесу тех компаний, которые подобными сервисами не злоупотребляют.