Либерализация рынка электроэнергии в РФ не главная причина роста тарифов - эксперт
16 февраля 2011 года

Либерализация рынка электроэнергии в России не является главной причиной роста цен на нее, заявил зампредседателя правления НП "Совет рынка" Владимир Шкатов. По его словам, рост цен на электричество в России обусловлен факторами, в основном относящимися к сфере государственного регулирования.

Федеральная служба по тарифам России с 1 января 2011 года установила новые предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения по регионам, в частности, для Москвы и Петербурга максимальные тарифы увеличены на 10%, для Московской области - на 15%.

"Сейчас оптовый рынок электроэнергии в России остается едва ли не единственной дерегулированной зоной в стране. Все остальное - зона государственного регулирования в сфере тарифообразования. А чтобы понять, почему растут тарифы, необходим системный анализ того, какие в действительности факторы влияют на рост стоимости электроэнергии, в том числе и для населения", - подчеркнул он.

Например, в 2010 году в структуре тарифа для конечного потребителя доля транслируемой с оптового рынка цены электроэнергии и мощности составляла немногим более половины, а именно 55% от итоговой стоимости. Все остальное - тарифы на передачу по сетям (27% - распределительные сети, 5% - сети ЕНЭС), сбытовая надбавка (4%) и платежи инфраструктурным организациям (3%) и прочие надбавки.

ЦЕНЫ НЕ ПО РЫНКУ

В 2011 году структура цены для конечного потребителя заметно изменится, поскольку ее составляющие будут расти разными темпами. Если посмотреть на наиболее заметные факторы, которые повлияют на динамику цен, очевидно, что их львиная доля по-прежнему не будет иметь никакого отношения к рыночному ценообразованию, отметил Шкатов.

В частности, ценовое влияние перехода распределительных сетей МРСК на регулирование по принципу возврата на инвестированный капитал (RAB-регулирование) определяется объемами инвестиционных программ сетевого комплекса, которые утверждаются региональными энергетическими комиссиями на уровне субъектов РФ. Степень реализуемости таких программ оценивает руководство региона. Кроме того, сетевой тариф в ряде регионов может расти в результате отказа от инвестиционной составляющей в плате за присоединение и решения вопросов перекрестного субсидирования.

Еще один фактор - изменение условий продажи мощности. В запущенном с 1 января 2011 года долгосрочном рынке мощности, который должен обеспечить модернизацию и воспроизводство объектов генерации, большинство ценовых параметров определено решениями государственных органов (прайс-кэпы, надбавка для ГЭС и АЭС, оплата генерации, работающей в вынужденных режимах). Та же ситуация и с системой договоров о предоставлении мощности (ДПМ) - их ценовые параметры заданы постановлением №238 правительства РФ.

Что касается либерализации рынка, то во второй половине 2010 года по нерегулируемым ценам поставлялось до 80% от объемов электроэнергии и мощности. С нынешнего же года доля реализации электроэнергии и мощности по нерегулируемым ценам изменится незначительно, не считая крупных потребителей, для которых оставшиеся 20% станут нерегулируемыми.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В СЕМЕЙНОМ БЮДЖЕТЕ

Шкатов отметил, что, по исследованиям специалистов, "стоимость электроэнергии в семейных бюджетах россиян невелика".

"Конечно, затраты на оплату услуг ЖКХ для некоторых потребителей могут быть достаточно существенными, в зависимости от их доходов. В ряде случаев людям приходится чем-то жертвовать, чтобы оплатить эти услуги. Но я хочу отметить, что сдерживание цен для населения приводит к перекладыванию стоимости электроэнергии на бизнес. А бизнес, в свою очередь, возвращает "потерянные" деньги через повышение цен на свою продукцию и услуги. Поэтому вопрос правильного, сбалансированного тарифного регулирования является центральным", - подчеркнул представитель Совета рынка.

Шкатов не исключил, что если причиной роста цен для потребителей в ряде регионов станет переход на RAB-тариф, Федеральная служба по тарифам может принять решение по сдерживанию тарифов.

Для Москвы максимальный уровень тарифа на 2011 год составляет 3,80 рубля за один кВт.ч (против 3,45 рубля в 2010 году), для Московской области - 3,38 рубля (2,95 рубля), для Санкт-Петербурга - 2,81 рубля за один кВт.ч (2,55 рубля), для Ленинградской области - 2,59 рубля за кВт.ч (2,35 рубля).

Выше, чем в столице, максимальный уровень тарифов на электроэнергию для населения только в четырех дальневосточных регионах. В Чукотском автономном округе он установлен в размере 6,26 рубля (на 2010 год - 5,69 рубля), в Камчатском крае - 5,03 рубля (4,57 рубля), Магаданской области - 4,85 рубля (3,10 рубля), Сахалинской области - 4,84 рубля (4,60 рубля) за кВт.ч.

В 2010 году тарифы на электроэнергию для населения выросли на 10%, а для промышленных потребителей - на 7,6% (в 2009 году - на 25% и 19% соответственно).

Некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (НП "Совет рынка") создано для обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). В соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике" членами партнерства обязаны стать все субъекты оптового рынка.

В частности, в полномочия "Совета рынка" входят стыковка оптового и розничного рынков электроэнергии, формирование позиции участников рынка по отношению к инфраструктурным организациям, определение правил и процедур торгов на энергорынке, а также досудебное урегулирование споров и система антимонопольного контроля рынка электроэнергии.