Регламент взаимодействия РЖД с ПГК и ВГК будет доработан и принят в течение месяца - ФАС
19 января 2011 года

ОАО "РЖД" и его "дочки" - Первая и Вторая грузовые компании - меньше чем через месяц и до момента, пока они занимают доминирующее положение на рынке грузоперевозок будут взаимодействовать в части предоставления вагонов грузоотправителям в рамках регламента, который на текущей неделе обсуждался в Федеральной антимонопольной службе заинтересованными сторонами, принявшими решение доработать документ, прокомментировал итоги заседания рабочей группы при экспертном совете по железнодорожному транспорту замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин.

"Когда создавались дочерние компании РЖД, ФАС выставила предписания, направленные на обеспечение конкуренции. Они касались того, каким образом обеспечивать взаимодействие РЖД, его дочерних компаний, грузоотправителей и грузополучателей до той поры, пока группа лиц доминирует на соответствующих товарных рынках, в частности, на рынке услуг по предоставлению подвижного состава. Было выставлено требование, что до той поры, пока группа лиц (РЖД, ПГК и ВГК - ред.) занимает доминирующее положение на рынке, они обязаны создать такие условия, при которых подвижной парк предоставляется на условиях общего парка", - напомнил Голомолзин.

ОАО "РЖД" представило в ФАС России проект регламента, в соответствии с которым должно быть обеспечено исполнение предписания. Проект был размещен на сайте ведомтсва. Документ, который, по словам замглавы ФАС, обеспечивал бы защиту интересов грузоотправителей-грузополучателей до той поры, пока еще не сформировалась конкуренция на отдельных сегментах, в том числе в сегменте услуг по предоставлению подвижного состава, обсуждался на заседании экспертного совета ФАС.

В регламенте, в частности, говорится, что ПГК и ВГК, которым железнодорожная монополия передала почти весь свой грузовой парк в рамках реформы, при обращении РЖД должны предоставить своей материнской компании свободный подвижной состав. Такой механизм должен действовать в случае отсутствия у РЖД вагонов для выполнения заявки на перевозку грузов. Грузовые "дочки" могут отказать РЖД при отсутствии у них свободного подвижного состава или обоснованной возможности прибыть на станцию погрузки. РЖД, согласно проекту, должны оплачивать стоимость аренды вагонов по договоренностям с "дочками", грузоотправитель отплачивает перевозку не выше прейскуранта 1001.

"Проект регламента был разработан РЖД с участием ПГК и ВГК. Дальше возникал вопрос: в какой мере тот проект, который был подготовлен, соответствует требованиям, выставленным ФАС, удовлетворяет грузоотправителей/грузополучателей и какое отношение к этому документу у ведомств. Это и было предметом нашей дискуссии", - продолжил Голомолзин.

ДОРАБОТАТЬ И ПРИНЯТЬ В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ

По словам Голомолзина, состоялось достаточно бурное обсуждение документа, участники заседания высказывали мнение о необходимости внесения корректировок в регламент. В частности, напомнил замглавы антимонопольного ведомства, в проекте говорится, что РЖД будет привлекать вагоны ВГК и ПГК только, если подвижной состав не будут задействован в перевозочном процессе.

"Участники обсуждения справедливо говорили, что это общая формулировка. Перевозочный процесс - это, в том числе, и перемещение порожнего подвижного состава. В этом смысле может оказаться так, что всегда будет задействован этот подвижной состав, и у грузоотправителей/грузополучателей не будет иной возможности, кроме как обратиться к дочкам", - рассуждал Голомолзин, констатировав, что в итоге грузоотправители будут получать услугу по нерегулируемому тарифу при доминировании "дочек" РЖД, что может привести к к ущемлению интересов грузоотправителей и к нарушению антимонопольного законодательства.

Было отмечено, что надо урегулировать условия передачи вагонов перевозчику, случаи возможного отказа от их предоставления и другие аспекты.

По итогам дискуссии решено доработать документ и принять его в кратчайшие сроки. Так, примерно в течении одной-полторы недели в регламент планируется внести корректировки и направить его на обсуждение всем заинтересованным лицам. Принять окончательную редакцию документа, которой будет предшествовать обсуждение со всем участниками перевозочного процесса, планируется еще через полторы недели.

"Нужно принять этот документ в возможно короткие сроки, потому что в противном случае могут быть не защищены в превентивном порядке интересы участников рынка", - констатировал Голомолзин.

Регламент будет точно действовать до продажи контрольного пакета Первой грузовой компании. После ее приватизации ФАС проанализирует рынок на предмет доминирующего положения группы лиц РЖД, ПГК и ВГК и, исходя из этого, будет принимать решения по дальнейшей судьбе документа.

"С момента приватизации жесткость наших требований к группе лиц может снизиться, потому что она может не доминировать на рынке или отдельных его сегментах. Если она не будет доминировать, значит, в сегменте операторских услуг могут наступить более благоприятные конкурентные условия и жесткость наших требований станет меньше. Регламент в его жесткой формулировке будет действовать до той поры, пока не происходят качественные изменения в системе группы лиц РЖД.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА И ДВУХДИАПАЗОННЫЕ ТАРИФЫ

Замглавы ФАС отметил, что наряду с механизмом, который будет по максимуму исключать возможность злоупотребления доминирующим положением, необходимо создание соответствующей коммерческой инфраструктуры рынка услуг железнодорожных перевозок. В связи с этим на заседании обсуждались вопросы о деятельности площадки, возможно - электронной торговой площадки, на которой РЖД, исходя из планов возможного обращения грузоотправителей, будет оповещать операторов о потребности в соответствующем вагонном парке для выполнения услуги железнодорожной перевозки. Целесообразно при этом ускорить работу по введению для перевозчика двухдиапазонного тарифа (максимального и минимального) на услуги железнодорожной перевозки.

"Должна существовать специальная коммерческая инфраструктура, на основе функционирования которой можно задействовать подвижной парк, как дочерних, так и независимых операторских компаний. Мы говорим, что это можно делать на электронной торговой площадке, чтобы перевозчик имел возможность привлекать вагоны, поскольку в соответствии с недавно утвержденной Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок мы на протяжении пяти лет будем жить в парадигме "перевозчик без вагонов".

В этой ситуации есть два принципиальных вопроса: один - это порядок оборота порожнего подвижного состава. Этот документ в обязательном порядке должен быть принят. А второй - каким образом перевозчик будет привлекать подвижной парк для оказания услуги перевозки", - пояснил замглавы ФАС.

Антимонопольное ведомство, по словам Анатолия Голомолзина, для создания такой инфраструктуры предлагает сформировать координатора рынка услуг железнодорожного транспорта (по аналогии с "Советом рынка" в электроэнергетике), в котором будут представители грузоотправителей, операторов, перевозчиков, владельца инфраструктуры, ведомств. Основой для создания коммерческой инфраструктуры на первоначальном этапе, по мнению замглавы ведомства, может стать Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД (ЦФТО), при котором начнут работать подобные электронная торговая площадка или "биржа вагонов".

"ЦФТО должен трансформироваться на условия работы не только с операторами, но и с перевозчиками, а за 2015 годом, расширяя этот сегмент за счет формирующихся перевозчиков на сети РФ и за счет тех, кто будет к нам приходить, в том числе в рамках Таможенного союза. К этому времени должны определиться и с вопросом разделения инфраструктуры и перевозки", - рассуждал Голомолзин.

Говоря о перспективе установления двухдиапазонного тарифа, он пояснил, что на рынке может меняться конъюнктура: при растущем рынке условия предоставления парка могут быть одни, при падающем - другие, также может влиять сезонный фактор. Поэтому, констатировал Анатолий Голомолзин, у перевозчика должна быть определенная гибкость.