ОБОБЩЕНИЕ - "Ледяной дождь" привел к коллапсу в московских аэропортах
28 декабря 2010 года
"Ледяной дождь", обрушившийся в минувшие выходные на столичный регион, создал хаос в московских аэропортах, где не смогли вылететь сотни рейсов и скопились тысячи пассажиров. По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек, только в Шереметьево вылета ждут семь тысяч человек.
Представители аэропортов и авиакомпаний уверяют, что прилагают все усилия, чтобы помочь ожидающим вылета людям, однако те считают, что для них не делается ничего.
"Картина такая - люди в полном неведении, голодные и очень-очень злые", - описывает ситуацию одна из пассажирок, уже почти 40 часов находящаяся в терминале D аэропорта Шереметьево.
Практически теми же словами описывают ситуацию и застрявшие в Домодедово.
Эксперты расходятся во мнениях, смогут ли пассажиры получить компенсацию - все будет зависеть от позиции судов и доброй воли авиаперевозчиков.
ОБСТАНОВКА НАКАЛЯЕТСЯ
В понедельник некоторые СМИ начали писать о начавшихся в Домодедово беспорядках. Опрошенные пассажиры опровергли эту информацию. Милиция также сообщила, что не зафиксировала серьезных нарушений правопорядка.
"Обстановка в аэропорту Домодедово спокойная, никаких дебошей, прорывов ограждений паспортного контроля, каких-либо других инцидентов не зафиксировано", - сообщила пресс-служба аэропорта.
Однако очевидцы признают, что многие люди, у которых срываются поездки и отпуска, действительно на грани срыва. Между пассажирами, вынужденными находиться в замкнутом и тесном пространстве, вспыхивают перепалки. Очевидцы говорят, что в аэропортах много детей.
ВОДА И ЕДА - МНЕНИЯ РАЗНЯТСЯ
Пассажиры утверждают, что еды и воды не хватает. Кафе и рестораны аэропортов, услугами которых из-за дороговизны обычно пользуется ограниченный контингент клиентов, заполонили оказавшиеся в безвыходной ситуации люди. Чашка кофе стоит в российских аэропортах порядка 200 рублей, чая - 150-180 рублей, бутылка воды - 50 рублей, салат - 300-400 рублей, стейк - тысячу рублей.
Обоснованность таких цен заинтересовала антимонопольное ведомство. ФАС сообщила в понедельник, что проанализирует ситуацию с ценами на товары первой необходимости в аэропортах Шереметьево, Домодедово и Внуково.
Бутерброды "сметают", как только их привозят, рассказывают пассажиры. Руководство аэропортов объясняет, что точки питания и запасы еды рассчитаны на нормальный пассажиропоток, а не на такой наплыв.
Пресс-служба Домодедово заверяет, что в общей зоне находятся в свободном доступе кулеры с питьевой водой, раздаются бутерброды. Однако пассажиры говорят, что воды нет даже в кафе и киосках.
Авиакомпания "Трансаэро" сообщила, что вылета ожидают 6 тысяч ее пассажиров, которым компания предоставила более 300 наборов продуктов и питьевую воду в ночь на 27 декабря, "в условиях, когда в Домодедово не было электричества и не работали системы жизнеобеспечения". "Только что свыше 500 пассажиров "Трансаэро" получили в Домодедово ваучеры на горячее питание", - сообщила авиакомпания вечером в понедельник.
Ассоциация туроператоров России (АТОР) заявила, что питание и питье были предоставлены лишь десятой части пассажиров. Наибольшая сложность - полное отсутствие информации в аэропортах, считают в АТОРе.
Пассажиры жалуются на то, что информация о рейсах постоянно меняется, и они даже не могут спланировать ближайшие часы. Так, авиакомпании объявляют о скором вылете рейса, но затем вновь говорят об очередной задержке на 3-4 часа. В итоге пассажир не может ни уехать домой, ни пойти в гостиницу.
Пассажиры задержанных рейсов в Шереметьево заявляют, что не могут найти оперативный штаб "Аэрофлота", который, по заявлению авиакомпании, в круглосуточном режиме решает проблемы, связанные с задержкой рейсов.
"Нет абсолютно никакой информации, сотрудники "Аэрофлота" словно испарились, поговорить с ними можно, только случайно выловив их где-нибудь", - рассказала пассажирка Алиса Байкова, которая должна была вылететь в Зальцбург еще в 11.55 мск 26 декабря.
Пассажирка опровергла и заявление пресс-службы "Аэрофлота" о том, что "те пассажиры, которые не желают продолжать полет, могут сдать билеты без штрафных санкций вне зависимости от даты возврата билета". "Аэрофлот" отказывается ставить на билетах штамп об отмене рейса, что позволило бы пассажирам получить компенсацию. Причин сотрудники компании не называют", - сообщила она.
По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, то, что в последние дни происходит на московском авиаузле, должно заставить авиационные власти серьезно задуматься о готовности аэропортов к внештатным ситуациям и о внесении соответствующих изменений в отраслевое законодательство.
С НОВЫМ ГОДОМ, ПАССАЖИР!
Руководство аэропортов Домодедово и Шереметьево рассчитывает во вторник днем войти в расписание, даже несмотря на то, что с приближением Нового года увеличивает количество запланированных рейсов. В "Шереметьево" все рейсы зарубежных авиакомпаний уже выполняются регулярно по центральному расписанию, заявила пресс-служба аэропорта.
Новогодний фестиваль "День пассажира", запланированный на вторник, 28 декабря, руководство "Шереметьево" решило перенести на более поздний срок.
"В условиях сложной ситуации, которая сложилась в аэропорту, все силы сотрудников и ресурсы аэропорта, авиакомпаний и других организаций направлены на урегулирование обстановки, оказание максимальной поддержки пассажирам задержанных рейсов", - пояснила пресс-служба, пообещав о дате новогоднего фестиваля сообщить дополнительно.