Эксперты определили слабые и сильные стороны плана по решению транспортных проблем Москвы
22 декабря 2010 года

Эксперты в области транспорта считают самыми важными пунктами в перечне приоритетных направлений по решению транспортных проблем в Москве, который был во вторник опубликован на сайте столичной мэрии, развитие метрополитена и других видов общественного транспорта, однако отмечают, что до "транспортного счастья" Москве даже с этим планом еще далеко.

На сайте правительства Москвы 21 декабря был опубликован перечень приоритетных направлений по решению транспортных проблем, призванный сделать столицу "городом, удобным для жизни". Московские власти намерены ориентироваться на лучший мировой опыт, в частности, отказаться от принципа "один автомобиль-один пассажир" и развивать при этом общественный транспорт, на который приходится целых 80% пассажирских перевозок в столице. План на 2011-2012 годы предусматривает пять основных направлений: развитие общественного транспорта (в том числе строительство линий для скоростного трамвая), пересмотр градостроительной политики, развитие улично-дорожной сети и улучшение условий движения (в том числе завершение крупных дорожных объектов, расширение "узких мест" и внедрение современных систем управления дорожным движением), развитие парковочного пространства.

МЕТРО КАК ПАНАЦЕЯ

Эксперты остались довольны планами столичных властей за три года построить более 50 километров новых линий метрополитена, отмечая при этом, что "такого Москва не видела давно".

"Что касается содержания, то в этом плане есть вещи абсолютно бесспорные, которые рано или поздно надо делать. Например, важным шагом является резкое усиление ассигнований на общественный транспорт, прежде всего, на метрополитен - там мы видим удвоение ассигнований. 53 километра новых линий метро за три года - это сильно. Таких приростов по метро мы давно не видели", - считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Президент группы компаний "Городской центр экспертиз" Александр Москаленко, в свою очередь, отметил, что строительство линий метрополитена эффективно снимет нагрузку с основных "артерий" столицы.

"Во всяком случае, в ближайшем будущем, надеюсь, удастся избежать набора дружинников, которые будут "утрамбовывать" пассажиров в вагоны метро. По крайней мере, такая практика уже давно есть в токийском метро", - подчеркнул собеседник агентства.

Несмотря на положительные черты, Москаленко считает, что проблемным моментом в плане обещает стать программа для автовладельцев.

"Паркинги и перехватывающие парковки пока не пользуются большим успехом из-за дороговизны, и этот вопрос, конечно, тоже нужно решать. Дорожное строительство в Москве изначально шло по определенным стандартам, не предусматривающим такого трафика. Ведь по официальным данным ежедневно на дороги столицы выезжают почти 500 тысяч автомобилей", - сказал он.

По его словам, дальнейшие градостроительные программы можно готовить, заранее выделяя пространство для многополосных магистралей, парковок, гаражей.

"Со старым городом все не так просто. Если для расширения целые районы "хрущевок" можно пустить в расход без каких-либо последствий, то архитектурные памятники центра Москвы не должны пасть смертью храбрых в борьбе за комфорт. Документ правительства города и не предполагает посягательства на Старый город, но чтобы такой угрозы не возникло и в будущем, нужен контроль, контроль и еще раз контроль", - отметил Москаленко.

ОДИН В МАШИНЕ - ПЕРЕСАЖИВАЙСЯ В АВТОБУС

Среди прочих мер власти предлагают москвичам отказаться от принципа "один автомобиль - один пассажир".

"Одиночная поездка в автомобиле должна быть заменена поездкой на общественном транспорте. Западная система, когда человек переходит из машины в электричку, неправильная, но иначе город не выдержит", - считает Блинкин.

По его мнению, принцип "один пассажир - один автомобиль" - это "плохо, но это чистая правда". Эксперт считает необходимым отказаться от бесплатных парковок в центре города, тем более что "рано или поздно их придется отменять".

"Это вещь неизбежная. Но чтобы это стало возможным, предстоят длинные и сложные отношения общественности и власти, но ведь, действительно, бесплатное парковочное пространство кончилось. Сколько лет придется идти к этому? Очень долго", - сказал Блинкин.

В свою очередь, Москаленко уверен, что столичное правительство пока имеет "расплывчатые представления", как можно в Москве заставить население отказаться от принципа "один пассажир - один автомобиль".

"Несколько удивляет установка на отказ от принципа "один автомобиль - один пассажир". Каким образом можно осуществить эту идею в России? Скорее всего, в столичном правительстве об этом пока расплывчатые представления", - сказал Москаленко.

Он добавил, что в некоторых странах штрафы за "одиночное" передвижение на автомобиле действительно помогли снизить уровень загазованности на улицах городов, пробок тоже стало меньше, поскольку автовладелец, чтобы избежать штрафа, постарается набрать попутчиков по дороге домой.

В свою очередь, Блинкин заметил, что "транспортного счастья" даже при самых энергичных действиях властей в Москве не будет еще долго.

"Конечно, в отдельных районах при доброжелательном и компетентном взгляде ситуация может улучшиться", - сказал Блинкин.

Москаленко считает, что в целом программа "способна несколько улучшить ситуацию сегодняшнего дня, но не завтрашнего".