Отсутствие техрегламентов в энергетике негативно влияет на отрасль - комитет Госдумы
8 декабря 2010 года

Правительству РФ необходимо активизировать работу по разработке и принятию технических регламентов в электроэнергетике, так как их отсутствие может оказать негативное влияние на обеспечение промышленной и энергетической безопасности в отрасли, заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов в среду, комментируя выступление министра энергетики РФ Сергея Шматко на "правительственном часе".

Глава комитета отметил, что "в докладе министра энергетики Федеральному собранию дан анализ состояния отрасли, определены пути ее дальнейшего развития и модернизации". В то же время, по его словам, учитывая особое значение электроэнергетики в топливно-энергетическом комплексе страны и работы отрасли с 1 января 2011 года в новых условиях 100% либерализации рынка (за исключением населения и приравненных к ним категорий потребителей, а так же неценовых зон), остаются нерешенные вопросы.

"Особую озабоченность вызывает состояние разработки и принятия необходимых технических регламентов в электроэнергетике. Исключительное значение этого инструмента регулирования отмечалось и в выводах парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС", - сказал Липатов.

Он отметил, что своевременная разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов в электроэнергетике остается "ахиллесовой пятой правительства РФ".

"В период весенней сессии Госдумы мы приняли базовый закон "О теплоснабжении". На сегодняшний день предусмотренные законом нормативно-правовые акты, без которых закон просто не будет работать, не подготовлены и не приняты. Больше того, правительством РФ не определен даже федеральный орган, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения", - заявил глава комитета, добавив при этом, что "сказанное в полной мере относиться и к Целевым правилам оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности, по которым электроэнергетика должна работать с 1 января 2011 года".

В качестве еще одного примера, Липатов напомнил о проблеме неплатежей на оптовом и розничном рынках электроэнергии, которая обозначилась в 2009 году. Тогда в целях обеспечения платежной дисциплины был подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ и в федеральный закон "Об электроэнергетике".

"Законопроектом вводится ряд мер по ужесточению платежной дисциплины, противодействие введению ограничения энергоснабжения, нарушения правил трансляции цен с оптового рынка на розничные рынки и другое. В апреле 2010 года законопроект был направлен на заключение в правительство РФ. На сегодняшний день никакого ответа нет, а проблема осталась, и стоит довольно остро", - резюмировал глава комитета.

Он также отметил, что уже сегодня можно утверждать, что потребление электроэнергии в 2010 году вышло на докризисный уровень. Поэтому, по словам депутата, обеспечение потребителей электро- и теплоэнергией в необходимых объемах является важнейшей задачей предприятий отрасли и особенно это важно для прохождения пиковых нагрузок в осенне-зимний период 2010-2011 годов.

По словам Липатова, этот год был "знаковым для отечественной электроэнергетики" - постановлениями правительства РФ были определены Правила функционирования Долгосрочного рынка мощности (ДРМ) и утверждены его ценовые показатели. Подведены предварительные итоги перехода ряда сетевых компаний к долгосрочным тарифам, рассчитываем по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB - регулируемая база капитала).

"Опыт применения RAB показывает, что, к сожалению, на территориях при принятии тех или иных регуляторных решений в отношении сетевого комплекса не до конца просчитываются последствия. Поэтому Минэнерго, Федеральной службе по тарифам необходимо оказывать методическую и консультационную помощь сетевым компаниям в этом вопросе", - сказал парламентарий.

В целом, по его мнению, первый опыт применения метода сетевыми компаниями показал, что долгосрочное регулирование снижает субъективизм в определении тарифов на услуги сетевых компаний и обеспечивает прогнозируемость их деятельности за счет долгосрочного характера тарифообразования.

"Следующим, по нашему мнению, логичным шагом считаем переход от трехлетнего на пятилетний период долгосрочного регулирования тарифов, и, прежде всего, осуществить этот переход для Федеральной сетевой компании", - заключил Липатов.