Иран решил вернуться за стол переговоров с "шестеркой"
6 декабря 2010 года

Тегеран возвращается за стол переговоров с "шестеркой" международных посредников (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, Германия) по вопросу урегулирования иранской ядерной проблемы.

Как и год назад перед тем, как в ноябре 2009 года Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана и переговоры были прерваны, высокопоставленные представители "шестерки" международных посредников и посланец Тегерана, предположительно, собираются обсуждать в понедельник на переговорах в Женеве ситуацию вокруг иранской ядерной программы. Российские эксперты положительно оценили инициативу Ирана возобновить переговоры с международными посредниками, однако большого оптимизма от предстоящей встречи они не испытывают, так же как и не ожидают конкретного результата.

В женевской встрече примут участие заместители глав внешнеполитических ведомств России, США, Великобритании, Китая, Германии, Франции, а также верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности баронесса Кэтрин Эштон. Иран на переговорах по традиции будет представлен секретарем Высшего совета национальной безопасности Саидом Джалили. Российскую делегацию возглавит заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.

Путь к возобновлению переговорного процесса был не простым. В начале ноября Тегеран в письме на имя высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Эштон предложил провести переговоры по иранской ядерной проблеме в Стамбуле 23 ноября или 5 декабря. В свою очередь Евросоюз предложил Ирану провести переговоры в Женеве, Тегеран согласился на это предложение. Эштон 30 ноября подтвердила, что она от имени "шестерки" проведет в Женеве 6-7 декабря переговоры с представителем Ирана.

Предполагалось, что главным вопросом повестки дня будет обсуждение иранской ядерной программы и пути решения этого вопроса, а также вопрос об обмене низкообогащенного иранского урана на 20-процентный уран, который необходим для тегеранского реактора. По крайней мере, на этих темах предстоящих переговоров настаивает Запад. Госсекретарь США Хиллари Клинтон приветствовала согласие Тегерана на переговоры, заявив, что на них в первую очередь должна обсуждаться иранская ядерная программа.

Однако Тегеран не спешит обсуждать этот вопрос, поскольку убежден, что развитие мирной ядерной программы является неотъемлемым правом Исламской Республики. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявлял, что Тегеран готов обсудить на готовящихся переговорах с "шестеркой" глобальные международные проблемы, а не свою ядерную программу. Накануне главный переговорщик Саид Джалили лишь подтвердил заявление главы исполнительной власти Ирана, при этом добавив, что предстоящие переговоры рассматриваются Тегераном как дальнейшее взаимодействие и сотрудничество и не более того.

Но заявление главы Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи в воскресенье о том, что произведенный в Иране уран впервые будет использоваться для ключевой иранской ядерной программы, может изменить повестку дня переговоров, и ситуация может принять неожиданный оборот. Запад пока никак не отреагировал на заявления иранской стороны.

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.

"Шестерка" с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, когда Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана, и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентством". Достигнутое в мае этого года в Тегеране соглашение Турции, Ирана и Бразилии предполагает обмен иранского низкообогащенного урана на высокообогащенный на турецкой территории.

США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Совет Безопасности ООН в июне 2010 года принял очередную резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по ее военной составляющей.