Два человека погибли, более 80 пострадали при аварии Ту-154 в "Домодедово"
4 декабря 2010 года

Крупное авиапроисшествие произошло в субботу в московском аэропорту "Домодедово" с самым массовым отечественным среднемагистральным самолетом: Ту-154, у которого отказали все три двигателя, совершил жесткую посадку и разрушился - по последним данным, два человека погибли, более 80 ранены. Пострадавших, среди которых брат президента Дагестана, разместили в ведущих федеральных клиниках.

Экипаж самолета "Авиалиний Дагестана", совершавшего рейс №372 из Москвы в Махачкалу, через несколько минут после вылета в 14.07 мск из аэропорта "Внуково" сообщил диспетчерам об отказе двигателей и принял решение об аварийной посадке в "Домодедово". Во время посадки у самолета отказал последний двигатель. Кроме того, не работали генераторы и навигационная система, сообщили в Росавиации. По данным МЧС, на борту находились 160 пассажиров и девять членов экипажа, среди пассажиров были семеро детей.

"На высоте тысяч 10-11 (метров) почувствовали, что начали отказывать двигатели. Слышно, что начали двигатели свистеть, засуетились стюардессы, и стало непонятно, куда мы летим. Чувствовалось, что пилот у нас был профессионал сто процентов, он нормально приземлил самолет. Конечно, не без жертв обошлось, два человека погибло, а самолет разломился на две части. Я открыл люк, люди вылезли, кто с крыла, кто еще откуда-то. Паники никакой не было во время посадки, все пассажиры вели себя адекватно", - рассказал очевидец, пассажир рейса Магомед Муртузалиев.

Причины авиапроисшествия с лайнером 1992 года выпуска пока официально не называются.

"В ходе посадки самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и, подскочив на неровностях почвы, переломился... Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена)", - заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

СОСТОЯНИЕ ПОСТРАДАВШИХ

Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова и министр транспорта Игорь Левитин доложили президенту России Дмитрию Медведеву о мерах, предпринимаемых для оказания помощи пострадавшим и расследования причин аварии Ту-154, сообщили в пресс-службе главы государства.

По данным МЧС России, пострадали 80 человек. Минздравсоцразвития сообщает о 83 пострадавших.

Госпитализированных в Домодедово и Видном переводят в ведущие федеральные медицинские учреждения.

Как заявила Голикова, бригады скорой помощи федеральных медучреждений, больниц Москвы и Московской области после аварии Ту-154 прибыли на место происшествия без задержек.

Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов сообщил, что на борту потерпевшего аварию Ту-154 находился его брат.

"Среди пассажиров был мой родной брат. Он тоже пострадал и находится сейчас в больнице", - сказал Магомедов на пресс-конференции.

Командир экипажа Ту-154 жив и находится в больнице, сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Авиалинии Дагестана" Мирза Омариев.

"Информацию о произошедшем я получил от командира борта, который сейчас находится в больнице", - сообщил он. По его словам, один из двух погибших пассажиров скончался в результате сердечного приступа, это была пожилая женщина.

СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ...

В рамках Межгосударственного авиационного комитета (МАК) создана комиссия, которая будет выяснять технические причины аварии, сообщил журналистам глава Росавиации Александр Нерадько.

По его словам, Ту-154 садился в очень непростых погодных условиях.

"На аэродроме в это время была непростая метеорологическая обстановка. Высота облачности - 180 метров. Это очень низкая облачность. Поэтому экипажу не удалось заранее увидеть огни взлетно-посадочной полосы", - сказал он.

"А когда самолет вышел из-под облаков, времени оставалось очень мало для посадки. Диспетчеры все время подсказывали, но экипаж произвел посадку с перелетом не в створе взлетно-посадочной полосы, приземлился на боковой полосе безопасности, а затем пересек взлетно-посадочную полосу и выкатился на левую концевую, боковую полосу безопасности и продолжил по ней движение", - сообщил Нерадько.

Генеральный прокурор России Юрий Чайка взял на особый контроль расследование ЧП, сообщила официальный представитель ведомства Марина Гриднева.

"По указанию Чайки для координации деятельности правоохранительных органов на место происшествия выехал заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь", - сказала она.

На место происшествия выезжали также транспортные прокуроры, следователи центрального аппарата Следственного комитета России.

"По указанию руководства следственного комитета в аэропорт "Домодедово" выехали лучшие следователи-криминалисты центрального аппарата СК РФ, а также следственных управлений Москвы и Московской области", - сказал представитель СК Маркин.

Статья 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта) предусматривает до семи лет лишения свободы.

"Я ТОГДА ПОНЯЛ, ЧТО МЫ ТОЧНО ПАДАЕМ"

Очевидцы пожаловались на отсутствие аварийных трапов при эвакуации пассажиров.

"Я не успел ничего почувствовать, почувствовал только, когда увидел землю в окно. Вот так и бывает, только и успел подумать... В салоне в основном кричали женщины. Стюардессы ходили, говорили: пристегнитесь, не вставайте. Только непонятно, почему, когда открыли двери, ни один трап не сработал вообще. Мы сами спускались", - сказал один из пассажиров.

В Росавиации не подтвердили эти данные.

"Все наземные аэропортовые службы были еще заранее готовы приступить к своей работе для эвакуации и оказания помощи пострадавшим. Никаких проблем с трапами не было", - сообщил представитель ведомства.

Как сообщил пассажир самолета Нариман Джамаутдинов, он понял, что произошла авария, когда увидел в иллюминатор верхушки деревьев прямо под крылом.

"Начало трясти, с самого начала сказали, что это турбулентность. Прошло, потом опять, через полчаса сказали пристегнуться, когда уже он пикировал, поворачивал, хотел сесть на полосу. Я сидел с левой стороны, в иллюминатор было видно, что самолет касается крылом верхушек деревьев. Я тогда понял, что мы точно падаем. Была очень грубая посадка, но главное, что мы выжили, потом начало трясти, и все остальное. Если бы еще 15 метров самолет проехал вперед, то мы бы врезались в забор и весь удар бы на себя приняли пассажиры, сидевшие в начале салона. Нам повезло, потом открыли люки и начали через крыло эвакуироваться. Я получил ожоги обеих ног, но вроде бы все обработали", - сказал собеседник агентства.

Пассажиры аварийного самолета сообщили , что люди в салоне были испуганы, но старались держать себя в руках, поддерживать и успокаивать друг друга, особенно детей. По словам собеседников агентства, экипаж не стал говорить пассажирам, что самолету предстоит аварийная посадка, их только попросили пристегнуться.

КАЧЕСТВО САМОЛЕТОВ И ТОПЛИВА

Источник в "Авиалиниях Дагестана", комментируя аварийную посадку Ту-154, заявил о плачевном состоянии авиапарка компании.

"Большинство самолетов, особенно Ту-154, имеют большие сроки эксплуатации, им требуется замена. Происшествие с отказом трех двигателей еще раз свидетельствует о том, что компании нужно срочно менять подходы в обеспечении безопасности полетов", - утверждает собеседник агентства.

"Авиалинии Дагестана" заявляют о хорошем состоянии своих самолетов.

"В парк компании входит пять самолетов Ту-154М, четыре самолета Ту-134Б, два Ан-24, два вертолета Ми-8. Все они в хорошем состоянии. Пострадавший борт проходил капитальный ремонт в 2009 году, технический осмотр самолеты проходят каждый день", - сказал заместитель генерального директора компании Абдулла Ангутаев.

Во "Внуково", где заправляли Ту-154, уверены, что топливо было качественным.

"В аэропорту "Внуково" проведен экспресс-анализ бочки, из которой был заправлен самолет Ту-154 авиакомпании "Авиалинии Дагестана". Авиатопливо полностью соответствовало ГОСТу", - сказала руководитель пресс-службы "Внуково" Елена Крылова.

По ее словам, этим же топливом в субботу заправляли еще несколько самолетов, которые благополучно вылетели из аэропорта и приземлились в пунктах назначения.

"ДОМОДЕДОВО" РАБОТАЕТ В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ

"Домодедово", несмотря на инцидент с аварийно севшим Ту-154, работает в штатном режиме, сообщили в пресс-службе аэропорта.

Власти Дагестана заявили, что семьям погибших будет выделено по 250 тысяч рублей, также материальную помощь получат пострадавшие: 100 тысяч рублей будет выделено получившим тяжелые увечья, 50 тысяч рублей - получившим увечья средней тяжести, 30 тысяч рублей - пострадавшим с легки травмами.

О готовности обеспечить всю необходимую помощь пострадавшим заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

Пассажиры аварийного Ту-154 смогут вылететь в Махачкалу резервным бортом, который прибыл в "Домодедово" в 20.14.

ТУ-154

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 разработан в ОКБ Туполева в 1960-е годы. Серийное производство началось в 1969 году. С 1980-х годов и до сих пор Ту-154 - самый массовый отечественный среднемагистральный самолет. Серийное производство продолжалось до 2005 года.

Предыдущее ЧП с Ту-154 обошлось без жертв и пострадавших. Самолет авиакомпании "АЛРОСА" 7 сентября произвел вынужденную посадку в аэропорту "Ижма" (Коми) после того, как у него отказала радиосвязь и навигационное оборудование, а также системы электропитания. Ту-154 приземлился с третьей попытки, а после приземления и пробега по взлетной полосе выкатился за ее пределы на 200 метров.

В ноябре президент РФ вручил госнаграды экипажу Ту-154, посадившему самолет в сложных условиях.