Рынок суспензионного ПВХ в РФ вырос в 2011 году на 15% и превысил 1 млн тонн - аналитики
25 января 2012 года

Российский рынок суспензионного поливинилхлорида (ПВХ-С) в 2011 году вырос относительно предыдущего года на 15% - до 1,014 миллиона тонн, сообщается в обзоре аналитического агентства "Маркет Репорт".

Превышение психологического порога в один миллион тонн отмечено аналитиками как исторический момент для рынка. "Россия обошла всю Центральную Европу. Прирост спроса в 2011 году обеспечили производители профильно-погонажных изделий и мягких пластикатов", - подчеркивается в обзоре.

Суспензионный поливинилхлорид используется в производстве современных строительных материалов - оконных профилей, подоконников, кабельных каналов, труб, гофрированных шлангов для электропроводов, кабельно-проводниковой продукции, а также поливинилхлоридных пленок, линолеума, тары и упаковки.

"Тем не менее, прошлый год был достаточно тяжелым для всего рынка", - подчеркивают аналитики.

С 2006 года, согласно обзору, российский рынок ПВХ-С стал чистым нетто-импортером. В 2002-2008 годах спрос на материал рос в среднем на 31% в год. Растущие потребности удовлетворялись за счет импорта смолы из Китая, США и Европы. Мировой финансовый кризис 2008 года привел к серьезному сокращению объемов строительства. Как следствие, российский рынок в кризисном 2009 году сократился почти на четверть и составил 657 тысяч тонн, тогда как в 2008 году этот показатель достигал 859 тысяч тонн. Отложенный спрос 2009 года и восстановление экономики после кризиса привели к серьезному росту спроса на ПВХ в РФ в 2010 году, по итогам которого рынок вырос на 34% - до 879 тысяч тонн. Российские переработчики начали инвестировать в увеличение мощностей и строить оптимистичные планы на 2011 год.

В начале 2011 года оптимистические прогнозы переработчиков, зависимость рынка от внешних поставок и динамичный рост котировок ПВХ на мировом рынке, в частности в США, заставили многих участников контрактовать ПВХ с запасом. С января по июнь включительно импортные поставки суспензионного ПВХ на российский рынок выросли более чем в два раза.

Более умеренный рост спроса на готовые изделия из ПВХ в 2011 году относительно 2010 года, а также значительное превышение импорта суспензионного ПВХ над потреблением сказались в августе серьезным избытком на российском рынке. В итоге российские производители ПВХ в условиях серьезной конкуренции с импортом пошли на значительное снижение цен на внутреннем рынке. С сентября 2011 года импортные поставки ПВХ начали снижаться, составив в декабре чуть более 24 тысяч тонн.

Выпуск в РФ суспензионного ПВХ в 2011 году вырос на 5% - до 554 тысяч тонн. Основной прирост производства обеспечило ОАО "Каустик" (Стерлитамак) за счет модернизации мощностей в 2009 году, оценивают аналитики "Маркет Репорт".

В 2012 году, по их мнению, серьезного роста производства ПВХ в РФ не предвидится, поскольку мощности российских производителей работают со 100%-ной загрузкой, а растущие потребности по-прежнему будут удовлетворяться за счет импорта.

Импортные поставки суспензионного ПВХ в РФ в 2011 году выросли на 30% - до 460 тысяч тонн. Ключевыми игроками на рынке РФ стали североамериканские производители. Поставки из США увеличились в 2011 году на 63% - до 241,8 тысячи тонн. Экспортные цены США теперь во многом определяют ценообразование на российском рынке. В июне 2011 года российском на рынке ПВХ появился новый игрок - "Карпатнефтехим" (предприятие НК "ЛУКОЙЛ" на Украине), который до конца года поставил в РФ около 32 тысяч тонн ПВХ. "В 2012 году, - полагают аналитики, - "Карпатнефтехим" может серьезно подвинуть производителей из США и Китая на рынке РФ".

Ведущие производители суспензионного ПВХ в РФ - ОАО "Саянскхимпласт", ОАО "Каустик" (Стерлитамак Башкирия), ОАО "СИБУР-Нефтехим" (Нижний Новгород), волгоградское ОАО "Пласткард", присоединенное в конце 2011 года к ОАО "Каустик" (Волгоград).